Цитаты из "Живая Этика" о школе и воспитании
(Пособие для преподавателей школ и воспитателей)
→ Новый мир придёт через детей.
→ "Живая Этика" не предлагает какую-то новую педагогическую систему. Напротив, она даёт возможность взять всё лучшее из существующих педагогик и, синтезировав это лучшее на базе учения, применить в педагогической практике.
→ Таким образом можно будет избрать из каждой самое лучшее и одухотворить синтезом Учения Новой Жизни или Учения "Живой Этики".
→ Мало кто не сознаёт сейчас, что всё благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но, тем не менее, почти ничего не делается в этом направлении.
→ Должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие.
→ Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы, и глубине и непреложности её законов, тяжко карающих нарушителя их.
→ Воображение детей ещё не растлено саморазрушающим сомнением.
→ Перенесение сознания в будущее есть образование ведущего магнита.
→ Счастливого будущего можно достичь, лишь полюбив будущее.
→ Один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребёнка.
→ Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь.
→ От рождения нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь.
→ Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца.
→ Где одному не найти решения, там поможет община.
→ Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодёжи, но даже наоборот.
→ Непомерное увлечение спортом ведёт к огрублению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям.
→ Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами лёгкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.
→ В школах должна быть вдохновенность.
→ Каждый учитель должен помочь тем, в ком горит огонь, ведущий к мирам дальним.
→ Следует с малых лет приучать усваивать красоту звука. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение.
→ Без путей красоты не может быть образования.
→ Театр есть мощное, может быть, самое мощное средство для воспитания детского и юношеского характера.
→ Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце.
→ Сперва произнесётся слово. Но после зародится понятие.
→ Умение помыслить просто и ясно будет следствием воспитания духа.
→ Нужно воспитывать детей на примерах героев и подвижников.
→ В самой опасности есть зарождение радости.
→ Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство, но узкий национализм или шовинизм есть саморазрушение. Истинный патриотизм не в шовинизме, но в истинной бескорыстной любви к Родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим, обогащающим и возвышающим её строительство! Истинная мощь и красота страны заключается именно в многообразии при единой великой основе Родины.
→ Жизнь есть борьба.
→ Вечна жизнь и вечна борьба. Без которой не возможна эволюция этой жизни.
→ Нужно, чтобы устремление и уважение к науке вошло бы в плоть и кровь нашу и стало бы неотъемлемой частью нашего быта.
→ "Всем нужно, во-первых - учиться. Во-вторых - учиться и в-третьих - учиться, затем проверять, чтобы наука не осталась мёртвой буквой, но прилагалась бы в жизни" (В.И. Ленин).
→ Наука не выносит запретов, предрассудков и суеверий.
→ Знание должно быть безусловно.
→ Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным, настолько привлекательным, чтоб книги вчерашнего дня показались сухими листьями.
→ Больше всего заботьтесь изгнать из жизни учащихся запреты.
→ Школа должна научить читать. Уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу.
→ Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддаётся измерению, ибо оно безгранично.
→ Каждое слово как стрела громоносная, и слово как педаль мысли.
→ Необходимо понимание личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок.
→ Человечество божественно в своей сущности сердца, но в теле подвергается всем ограничениям.
→ Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие.
→ Мысль людей очень готова к убийству.
→ Не следует понимать жестокость как болезнь, она, так же, как и сквернословие, будет лишь выражением низшей природы.
→ Помогите детям улыбаться радостно истинному явлению бытия. Удержите от почитания призраков.
→ Мало допускать Надземное, но не вводить его в жизнь каждого дня.
→ Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья.
→ Пусть воспитание идёт впереди образования.
→ Нужно уберечь от узкого мировоззрения.
→ От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном - должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не станет отвлеченным и сольется со всем Бытием...
→ Запрещение молиться своими словами уже будет вторжением в молодое сознание.
→ Огненное миросозерцание не свалится с неба, его нужно открыть.
→ Лучшие породы кристаллов сложены Огнём.
→ Особенно нужно с малых лет привыкать к постоянному труду.
→ Искание лучшего качества уже есть устремление в лучшее будущее.
→ Нельзя проклинать трудом, нужно отличать лучшего работника.
→ Если тьма заразительна, то и Свет привлекателен.
→ Прочно лишь то достижение, которое получено самостоятельным усилием.
→ В школе нужно приучать детей к настоящему "взрослому" труду.
→ Первая формула образования - ТЫ ВСЁ МОЖЕШЬ.
→ Сознание - "всё могу" - не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата.
→ Не будет созидания без сотрудничества.
→ Сотрудничество есть гармония человечества.
→ Не следует для труда ждать каких-то особых вдохновений.
→ У Нас будущее зовётся ковром полёта. Учите детей летать высоко.
→ Пусть (в школах) введут мгновения молчания, когда малыши дожны устремить мысль о самом Прекрасном.
→ Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей.
→ Люди не могут мыслить о будущем, ибо обычно пребывают под чарами иллюзии прошлого.
→ Самое ужасное, когда люди подходят к новым условиям со старыми привычками.
→ Уявление подвижности в искании есть основа успеха.
→ Воспитание есть творческий процесс, не терпящий шаблонов. Процесс воспитания - это сотворчество воспитателя и ребёнка, в котором выявляются индивидуальности обоих.
→ Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения и смысла жизни, ими проходимой.
→ Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания.
→ Дайте детям возможность мыслить!
→ Если люди хотят преобразить сознание народа, они должны ознакомить его с основами Мироздания и сделать это научно и привлекательно. Пусть эти ознакомления проходят в виде бесед, не требующих испытаний, которые могут отвращать любовь к предмету.
→ В давнее время религии являлись крепкими звеньями, устремляя человека к Высшему Миру, но затем около религий свили гнездо преступление, суеверие и лицемерие.
→ Прежде погружения в научные формулы нужно дать твёрдые жизненные основы.
→ Важно указать на Единство Источника всех религий.
→ Можно утверждать, что преподавание Закона Божьего, без указания на Единство Источника, без сравнительной истории религий всех народов дает лишь ложное представление о духовной эволюции человечества и развивает чувство религиозной нетерпимости, этот страшный бич человечества, идущий в разрез с заветами всех основоположников существующих религий. Если восточная философия трудна для детского ума, зато светлые облики Великих Учителей и Святых, жизнеописания и жизненные советы Их всегда найдут отклик в детском сердце и утвердят необходимое уважение к духовным ценностям и достижениям других народов.
→ Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше.
→ Переутомление мозга бывает только от неповоротливости.
→ Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь.
→ Если резвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это умерщвлением возможностей?
→ Пусть медленный шаг не будет узами для быстрохода.
→ Человеку трудно представить, что каждое его дыхание, каждая его мысль меняет его окружение. Но это так.
→ Люди весьма охотно посеют причины, но не подумают, что сорные травы будут единственным урожаем.
→ Везде требуется сотрудничество.
→ Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задает причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качество учеников.
→ Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам... Пусть от детского возраста молодежь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления.
→ Ненаблюдательный человек подобен слепому и глухому.
→ Полёт выдаёт породу птиц.
→ В старших классах можно было бы ввести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например - раздражения, грубости, или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т.д. Ведение такого дневника, с целью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества.
→ Самообладание состоит из мужества, терпения и сострадания.
→ Осознание благодарности есть возбуждение лучших вибраций.
→ Нетерпимость есть исчадие невежества.
→ Нужно с малых лет приучаться к терпимости. Около нее живет сострадание. Она утверждает лучший путь. Не следует отвергать спорщиков, если в словах их заключается доля правды. Пусть такая малая частица будет мостом соединения. Но нужно терпение, чтобы усмотреть такую долю правды.
→ Нужно их научить распознавать наиболее ценное качество человека и ради него не углублять неприятные недостатки, тем более, что многие кажущиеся недостатки являются видимыми лишь в настоящее время. Скоро обновится сознание и человек устыдится своей тупой нетерпимости.
→ Осуждение есть мёртвое начало.
→ Человек много раз слышал о вредоносном химизме зломыслия и злоречия и, тем не менее, Мир наполняется зломыслием. Никто не желает признать, что такая злобная сила может породить эпидемии вырождения и прочие бедствия.
→ Пора взглянуть на действительность глазом истинного ученого. Пора в школах сказать о губительном вреде злоречия, но мир обеднел учителями и некому предупредить малышей о значении злоречия. Они и дома слышат немало злобных проклятий. Но учитель должен указать с медицинской точки зрения о непоправимом вреде зломыслия.
→ Свободная воля есть начало добра, но своеволие будет враждебно гармонии.
→ Заработок не есть корысть. Плата за труд не есть преступление.
→ Главная задача учителя - распознать способности ученика и открыть перед ним путь.
→ Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит способности учащихся.
→ Никакое насилие не применимо в школах.
→ Учитель должен обладать многими качествами, но самые необходимые среди них - терпение и терпимость.
→ Счастье учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном.
→ Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно.
→ Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать.
→ Только невежда думает, что достаточно прочесть сведения, чтобы внушить их ученикам.
→ Учительство должно быть освобождено от своекорыстия.
→ Также нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. У Нас очень огорчаются, когда видят унижение учителя. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?
→ Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботился об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызывает восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обид?: Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух?
→ Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее.
→ Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление дает мир чудесный. Открыть глаз ученика значит вместе с ним полюбить великое творение. Так научимся заботиться обо всем, что утверждает будущее.
Читать всю книгу (.zip)
<1>
<2>
<3>
<4>
<5>
<6>
<7>
<8>
<9>
<10>
Ждите продолжения
Присылайте нам подобные интересные вещи на e-mail