Первобытнообщинные отношения и родо-племенные объединения

     Первые следы человека на территории Киргизстана в виде орудий труда из камня появились 300 тыс. лет назад и отнесены к нижнему (или раннему) древнекаменному веку, т.е. палеолиту. Самые древние каменные орудия обнаружены в Центральном Тянь-Шане (на р. Он-Арча), на Иссык-Куле (Боз-Бармак, Саламат-Булак), в Ферганской долине. В Капчагайской долине ученые обнаружили самую древнюю в Средней Азии каменоломню, где добывался кремень для изготовления орудий труда.

     Человек, который жил на Тянь-Шане 40-10 тыс. лет назад, оставил не только более совершенные каменные орудия и оружие, но и изделия из костей. Со времени первобытного человека на своде высокогорной пещеры Ак-Чункур на Сарыджазском плато сохранились древнейшие рисунки, охрой животных и человека, небольшие сюжетные сценки. В Киргизстане они особенно примечательны. Памятники каменного века в Фергане, на

     Иссык-Куле, Алае, в Чуйской долине показывают эволюцию культуры жителей Тянь-Шаня в седой древности и беспрерывность обитания здесь человека.

     В 1938 г. было сделано крупное открытие в Средней Азии: академик А.П. Окладников в пещере Тешик-Таш обнаружил череп древнего человека, жившего примерно 100-40 тыс. лет тому назад. Археологов потрясла: неожиданность: "Дальнейшие раскопки, - писал А.П. Окладников, - выяснили неожиданную и поистине потрясающую картину, подобную которой; не видел еще ни один исследователь. Вокруг черепа когда-то в строгом порядке, явно по определенному плану, в виде круга, расставлены были рога горного козла. Это неопровержимо свидетельствовало о том, что здесь был уже Разум, логический план действий, целый мир представлений, который стоял за этим действием".

     С V-III тысячелетия до н.э., но особенно интенсивно во II тысячелетии до н.э. человек начинает осваивать металл и постепенно каменные орудия вытесняются бронзовыми. В эпоху бронзы здесь уже наличествует пастушеско-земледельческий способ ведения хозяйства, так называемая "андроновская культура". Наиболее древние поселения эпохи бронзы - Беловодское в Чуйской долине и Ошское на юге Киргизстана. Южная культура племен эпохи бронзы называлась чустской - по названию поселения Чуст в Фергане. Ведущей отраслью хозяйствования андроновских племен являлось скотоводство, чустских - земледелие. Образ жизни древних людей диктовался природными условиями.

     Многочисленные петроглифы эпохи бронзы - наскальные рисунки в горах и урочищах Тянь-Шаня - храм первобытного искусства. Самое знаменитое скопление камней с рисунками, подлинная "наскальная галерея" находится в верховьях реки Кугарт и называется Саймалуу-Таш (букв, "узорчатый камень"). Тысячи сюжетных сцен - от охоты до пахоты и культовых обрядов - высечены первобытным охотником на почерневших от многотысячелетнего "загара" поверхностях камней.

     Племена эпохи бронзы жили кровнородственными общинами. Антропологи предполагают, что они европеоиды, но каким языком пользовались - вопрос дискуссионный. Большинство ученых склоняется к мысли о том, что они принадлежат к индоариям и размещались на огромной территории Восточной Европы, Средней Азии, Сибири, Ирана и Индии.

     В VIII-VII вв. до н.э. на основе племен эпохи бронзы вырастает новая этническая общность - народ саки. Переход от первобытного общества к классовому сопровождался созданием крупных племенных объединений - и приводит к возникновению сакской цивилизации. В курганных погребениях обнаружены предметы культуры. Над могилами царей насыпали большие курганы. В них оставляли даже изделия из золота и серебра. Рядовых кочевников хоронили с одним - двумя глиняными сосудами под едва заметной насыпью. Особенно много вскрыто сакских курганов в долине Кетмень-Тюбе и на Иссык-Куле. Саки были отважными воинами, прекрасными наездниками и отлично стреляли из лука.

     Среднеазиатские саки в упорной борьбе успешно отразили в 530 г. до н.э. нашествие персидского владыки Кира 11, который был разбит войсками сакской царицы Томирис и погиб. Однако позже саки были подчинены его наследниками, в частности Дарием I Гистаспом в 519-518 гг. до н.э. Поход Дария I против саков-тиграхауда, тем не менее, не был триумфальным. Известен героический поступок простого сакского конюха Ширака, который умышленно завел персов в безводную пустыню и принес себя в жертву ради свободы соотечественников. Войско персов чуть было не погибло, но все же царь саков-тиграхауда Скунха был пленен. В честь этой победы по приказу Дария I была выбита на Бехистунской скале надпись о его подвигах.

     Сакам, обитавшим в Фергане, Ташкентском оазисе и на Тянь-Шане, пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с одним из величайших завоевателей мировой истории - Александром Македонским. Завоеватель в ряде сражений разбил войска Ахеменидского Ирана и в 329 г. до н.э. произошла его первая большая битва с саками.

     Построив близ современного Ходжента город своего имени, Александр перешел Сырдарью и напал на саков. В кровопролитном сражении греки победили, но отошли обратно за реку и больше не переходили границу. Саки сумели сохранить свою независимость.

     Во II в. до н.э. тянь-шанские саки были разбиты другим мощным кочевым союзом - юэчжами (тохарами), которых вытеснили из Восточного Туркестана воинственные гунны. Затем часть тянь-шаньских саков подчинили племена усуней.

     Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой китайской стены. Около 160 г. до н.э. часть усуней, разбив саков и юэчжей, переселилась на Тянь-Шань и в Семиречье. Образовалось новое государство; его правитель носил титул кунбаг - "князь над племенами", а ставкой был город Чигу (букв. "Город Красной долины"). Последние археологические работы как на побережье Иссык-Куля, так и

     под водой позволили ученым высказать гипотезу о том, что город Чигу находился на южном берегу Тюпского залива и сейчас частично еще остается под водой.

     Со второй половины II в. до н.э. усуни были втянуты в сферу большой

     политики империи Хань, пред которой тогда стояли две важнейшие задачи - покончить с извечным врагом - гуннами, создавшими сильное государство в степях Центральной Азии, и установить контроль над Великим Шелковым путем вплоть до греко-бактрийских владений. В 109 г. до н.э. император Уди направил к усуням посольство с богатыми дарами и выдал за кунбага одну из китайских принцесс. В составе посольства был и китайский дипломат Чжан Цянь, оставивший описание жизни и быта усуней. За успешным посольством двинулись купцы. Так во II в. до н.э. был открыт Великий Шелковый путь через Тянь-Шань.

     Государство усуней представляло собой раннеклассовое образование с сильными пережитками родовой организации. Власть кунбага была наследственной, верховный правитель опирался на совет старейшин. Археологическая культура усуней еще не выделена, внешне и по инвентарю их курганы аналогичны сакским, поэтому чаще всего ученые определяют их как сако-усуньские, но с элементами некоторого сходства и с культурой гуннов. Последнее упоминание в источниках об усунях датируется 437 г. н.э., когда они направляли очередное посольство в Китай. В середине VI в. усуни вошли в состав Тюркского каганата.

     Народ, который дал этническое имя нашей республике ("Кыргыз Республикасы" - Киргизская Республика), в древности обитал далеко от ее современных границ. В китайской летописи 201 г. до н.э. впервые упоминается "Владение киргиз" (Киргиз Го), которое находилось вероятнее всего в Восточном Притяньшанье и Западной Монголии, примерно в районе озера Киргиз-Нур. Это упоминание дает историкам основание считать киргизов древнейшим народом Средней Азии, истоки государственности которого уходят в III в. до н.э.

     В середине I в. до н.э. часть киргизов в составе гуннских войск попала на Енисей и обосновалась там. Согласно китайским источникам в этот период киргизы были европеоидны - светловолосы и голубоглазы. Верховным божеством они считали мифическую чету Тенгри и Умай, поклонялись силам природы и были язычниками. Их отличал суровый быт и высокая нравственность. Воровство каралось смертной казнью.

     В VI-VII вв. сложилась административно-военная система государства, верховный правитель которого носил титул ажо. Дела вершили три "министра". Вся территория делилась на шесть округов (багов), где властвовали крупные феодалы - беги.

     В VI-VIII вв. история киргизов характеризуется постоянной борьбой за независимость. Примечательна судьба Берс-бега - выдающейся личности того времени, вставшего во главе государства енисейских киргизов и заставившего соседей серьезно считаться с собой.

     Несмотря на то, что этноним "киргиз" впервые был упомянут китайской хроникой 201 г. до н.э., ни в одном иноязычном письменном источнике практически не упоминались киргизские имена до тех пор, пока тюркские народы сами не научились писать. Это произошло в VI в., когда появилась тюркская руническая письменность. С VII в. ее стали использовать и енисейские киргизы.

     Первое киргизское имя, записанное в начале VIII в., было имя киргизского кагана Барс-бега. Трагически сложилась его судьба. После непродолжительного правления он вынужден был схватиться в сражении с более могущественным соседним агрессором - тюркским каганом и погиб в битве в местности Черни Сунга в Саянских горах. VIII век проходит в постоянных сражениях киргизов с соседними племенами.

     После поражения киргизы сумели создать военно-административную систему, приспособленную для ведения длительных войн. Ажо значительно расширил пределы и обладал уже куда большими материальными и людскими ресурсами, чем в начале VIII в. Он стоял во главе администрации и военных сил. Регулярное войско состояло из латной кавалерии (гвардии), во время же войны набиралось ополчение из "вассальных" народов. В IX в. киргизы вместе с зависимыми племенами могли выставить стотысячную хорошо вооруженную армию.

     В начале IX в. соперничество и противостояние Уйгурского и Киргизского каганатов в Центральной Азии привело к вооруженному столкновению. Более 20 лет шла напряжения борьба. В 840 г. начался Великий поход киргизов против уйгурского владычества - с верховьев Енисея в сердце Монголии.

     В 843 г. киргизы вторглись в Восточный Туркестан, где захватили города Аньси и Бешбалык. Их сильные отряды вели успешные действия в Восточной Монголии, в Джунгарии и Забайкалье. В 848 г. последний претендент на уйгурский престол, скрывавшийся у татар (шивэй) в Забайкалье, с женой, сыном и эскортом из девяти всадников уехал в степь и пропал бесследно. Надежды уйгуров на реванш рухнули окончательно. Уйгурский каганат пал.

     На развалинах каганата в середине IX в. возникла держава киргизов. Власть киргизского каганата распространилась от восточной Монголии до Иссык-Куля, Таласа и Тянь-Шаня, от южной Сибири и Забайкалья до Великой Китайской стены. Однако "Киргизское великодержавие" не было продолжительным. Уже в первой четверти X в. основная масса киргизов оставила степи и вернулась за Саянский хребет на Енисей. В длительных кровопролитных войнах и так немноголюдные киргизские племена были истощены и рассеяны на обширных пространствах. В X в. киргизы удерживали только Алтай и Западную Монголию как плацдарм для контроля над богатыми ремесленно-земледельческими оазисами Восточного Туркестана.

     Сведения о киргизах XI-XII веков немногочисленны.

     Накануне монгольского завоевания киргизы образовали два княжества: Кем-Кемджиут, которое располагалось на Енисее, и Киргиз, занимавшее территорию к северу от Монгольского Алтая. Владетели обоих княжеств имели титул "инал". Но носили его недолго. Приближалась эра катастрофического нашествия татаро-монголов.

     В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи завоевал все "лесные" народы, а затем и территорию киргизов. Длительная и упорная борьба киргизов с могущественным противником - "Монгольской империей" была обречена на поражение.

     Последний двадцатилетний период киргизской независимости характеризовался постоянными кровопролитными войнами. 1293 г. стал годом окончательной гибели киргизского государства на Енисее.

<<< 1  2  3 4 5 6 7 >>>

© Скауты Кыргызстана, 2004
Кыргызстан, Бишкек,
4 м-н, 33
e-mail: scout_kg@mail.ru
Hosted by uCoz