Тюркские каганаты и их наследники на Тянь-Шане

     В середине VI в. в Центральной Азии возник Тюркский каганат (552-744 гг.), в состав которого входила и современная территория Киргизстана.

     Ядро племени тюрк, как и киргизов, сложилось в среде центральноазиатских гуннов в III - середине V вв., которые считали своим предком мифического сына волчицы Ашина, обитавшего на Алтае. Энергичный вождь тюрок Бумын в 546-552 гг., разбив соседей - народ теле (тегрек), а затем мощную державу жуань-жуаней, принял титул илиг-каган и перенес свою ставку на р. Орхон (Монголия). К 546 г. н.э. и относится первое упоминание этнонима "тюрк" в китайских летописях.

     Младший брат Бумына Истеми, наследовавший коренные земли на Алтае, завоевав Тянь-Шань и Семиречье, присоединил к своему владению конфедерацию племен он ок бодун ("народ десяти стрел"), принял титул кагана десяти племен. Он вступает в родственные связи с царем Ирана, устанавливает торговые и дипломатические отношения с Византией. В 568г. Истеми направляет свое посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь. В ответ в ставку Истеми у горы Актаг на Тянь-Шане прибывает посольство Византийского императора Юстина II во главе с видным стратегом Земархом.

     Массовое перемещение племен и народов в период Тюркского каганата от Монголии до Причерноморья привело к тюркизации населения Киргизстана. Местные племена были ассимилированы пришельцами, в их облике все более стали преобладать монголоидные черты, язык стал тюркским, хотя еще долгое время сосуществовал и согдийский язык иранской группы. В начале VII в., а точнее в 603 г., Тюркский каганат распался на два самостоятельных государства - Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.

     Столицей Западнотюркского каганата становится г. Суяб (развалины Ак-Бешим у г. Токмок). В политической зависимости от западных тюрок находились многочисленные государства Средней Азии и Восточного Туркестана. Расцвета Западнотюркский каганат достиг в период правления Тон джабгу-кагана (618 - 630 гг.), который провел важную административно-политическую реформу, уравняв в правах кочевую и оседлоземледельческую знати.

     В начале VII в. Западнотюркский каганат посетил китайский путешественник буддийский монах Сюань Цзан, который оставил прекрасное описание Северного Киргизстана и обитавших на Тянь-Шане народов.

     В начале VIII в. на Тянь-Шане правила династия тюргешских каганов, входивших в конфедерацию "десятиплеменного народа". Родоначальником новой династии стал Учелиг-каган (704 - 706 гг.). Он занял Суяб - город в Чуйской долине и учредил в нем главную ставку. В период Тюргешского каганата произошла серия военных столкновений с появившимися в Средней Азии арабскими завоевателями, принесшими в VIII в. ислам. В 703 г. после нанесения поражения китайским войскам под Аньи, удачливый тюргешский каган Сакал (706-711 гг.) совместно с согдийцами под Бухарой окружил войско знаменитого арабского полководца Кутейбы. Только политическая хитрость последнего помогла ему уйти от поражения.

     В середине VIII в. тюргешские каганы из-за непрекращающихся распрей утратили реальную власть. Этим воспользовались китайские наместники Восточного Туркестана и в 748 г. их армия вторглась в Чуйскую долину, заняла и разрушила г. Суяб. Арабы не могли допустить столь дерзкого вмешательства империи Тан в среднеазиатские дела. Войска во главе с Зияб ибн Салихом двинулись против китайцев. Стотысячная китайская армия под предводительством Гао Сяньчжи из Суяба выступила навстречу арабам.

     Встреча произошла в июле 751 г. в Таласской долине. Четыре дня войска противостояли друг другу, разделенные рекой Талас. На пятый день в тыл танской армии ударила сильная конница карлуков, с фронта ее поддержали арабы. Китайцы были наголову разбиты, потеряв 59 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными. Таласская победа имела большое значение в истории народов Средней Азии; китайские войска более тысячи лет не появлялись у ее границы, что обеспечивало развитие мусульманской культуры в регионе.

     Усилившиеся карлукские правители - джабгу в 766 г. отняли власть у тюргешей и создали собственное государство. Но оно не было крепким, фактически состояло из ряда разрозненных владений карлукских и "десятиплеменных" феодалов на территории от Сырдарьи до Джунгарии. Когда в 840 г. под ударами енисейских киргизов пал Уйгурский каганат, карлукский правитель принял титул кагана, открыто заявив о своих притязаниях на суверенитет по отношению к другим кочевым народам.

     Из среды карлуков возникла новая тюркская династия Караханидов, возглавившая сильное государство.

     Ведущую роль в Караханидском каганате, достигшем наибольшего могущества в Х-ХШ вв., играли тюркские племена чигилей и ягма, входившие в карлукское объединение. Основателем династии стал Сатук Абд ал-Керим Карахан (умер в 955 г.), перед смертью он принял ислам. Его сын и преемник Муса объявил ислам государственной религией. Основная территория Караханидского каганата охватывала Центральный Тянь-Шань, Семиречье, Фергану и большую часть Восточного Туркестана. Столицей Караханидского каганата стал город Баласагун (развалины Бурана близ совр. г. Токмок), другой столицей был Узгенд.

     В хозяйстве тюркоязычных племен раннесредневекового Киргизстана полукочевое скотоводство было ведущим. С VI в. здесь возникают города поселения согдийцев-земледельцев. Только в Иссык-Кульской котловине учеными их открыто около 90.

     Богатая земледельческая аристократия в это время называлась "дехканами" - термин, которым позже обозначали вообще всех земледельцев. В VIII в. на территории Киргизстана появляются и первые тюркские монеты. К Х-ХII вв. здесь было уже пять монетных дворов. Все это способствовало развитию торговли. В полную силу функционировал Великий Шелковый путь, три его ветви пересекали Тянь-Шань.

     В Караханидском каганате были созданы два величайших письменных памятника средневековья - дидактическая поэма Юсуфа Хас-Хаджиб Баласагуни "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание") и первый "Словарь тюркских наречий" ("Диван лугат ат-тюрк") Махмуда Кашгари. Поэма "Кутадгу билиг" (1069 г.), написанная ярким и образным языком, имела глубокий философский и житейский смысл. Это первое дошедшее до нас классическое произведение на тюркском языке.

     Ученый-филолог Махмуд Кашгари, отец которого родом был из прииссыккульского крупного торгового центра Барсхан исходил все земли тюркских народов - туркмен, огузов, чигилей, ягма, киргизов, изучая их язык, быт и культуру, и в 1072 - 1079 гг. завершил свою книгу "Диван лугат ат-тюрк". В ней содержатся бесценные поговорки, пословицы, образцы народной поэзии и фольклора тюркских народов. Свое сочинение автор снабдил круглой географической картой, в центре которой поместил озеро Иссык-Куль, города Баласагун и Кашгар.

     Все политическое, экономическое и культурное развитие в Караханидском государстве шло в направлении сложения новой этнической общности - общетюркской народности. Но этот процесс был прерван губительным татаро-монгольским нашествием в начале XIII столетия.

     В 60-х годах XIII в. с центром на Тянь-Шане возникло новое самостоятельное государство, правителем которого стал потомок Чингисхана Хайду. В 1269г. курултай монгольских князей, собравшихся на р. Талас, объявил о полной независимости нового государства. Верховный монгольский хан Хубилай хотел было пресечь сепаратистов-чингизидов, но все военные походы великого хана успеха не имели. Согласно свидетельствам современников Хайду отличался качествами выдающегося государственного деятеля и полководца. Он предпринял ряд важных мер по улучшению хозяйственной жизни населения, активизации торгово-экономических связей. При Хайду была успешно проведена денежная реформа, налажена чеканка собственной серебряной монеты твердой пробы и веса. Все это привело к быстрому возрождению экономической жизни в государстве.

     Хайду умер в 1301 г. В огромном государстве сразу же вспыхнула междоусобная борьба чингизидов за власть, приведшая в середине XIV столетия к распаду государства на две части: в восточных владениях Средней Азии возникло новое государственное объединение - Моголистан, а в Мавераннахре - государство Тимура.

     Тимур неоднократно совершал походы на Моголистан, где царила междоусобная борьба. В 1371 г. сильная армия Тимура обрушилась на кочевников Северного Киргизстана. Она достигла Иссык-Куля, но население успело бежать в междуречье Или и Иртыша или укрыться в труднодоступных горных урочищах.

     До 1390 г. Тимур много раз водил свои войска на монголов Тянь-Шаня и Семиречья. Разорительные войны привели в XIV в. к разрушению в Северном Киргизстане оседлоземледельческой культуры. Господствующим здесь становится кочевое скотоводство.

     Память о Тимуре и его завоеваниях надолго сохранилась среди киргизов. На перевале Санташ - к востоку от Иссык-Куля возвышаются два каменных кургана, которые молва связывает с именем "железного хромца". Под воды Иссык-Куля ушел остров, на котором, согласно письменным источникам, Тимур возвел некогда свой замок.

     Некоторые события того времени нашли преломленное отражение в эпосе "Манас", где упоминаются имена конкретных исторических лиц - Палуд (Фулад), Йамгурчи, Сарай-Мамай, Тохтамыш и др. К XIV в. относится и величественный архитектурный памятник - "Гумбез Манаса". Легендарное переосмысление мавзолея с женским захоронением связано с главным героем эпоса киргизов. Народ все лучшее, все монументальное и дивное, все мифы о прошлом и надежды на будущее связывал с Манасом-великодушным. Наступал этап определения собственного самосознания.

<<< 1 2  3  4 5 6 7 >>>

© Скауты Кыргызстана, 2004
Кыргызстан, Бишкек,
4 м-н, 33
e-mail: scout_kg@mail.ru
Hosted by uCoz