Примус "Шмель-2". Устройство примуса

   K оглавлению

   За основу взято скудное заводское Руководство по эксплуатации (шрифт чёрного цвета). Изрядно дополнено и переработано (шрифт синего цвета). Снабжено соответствующими примерами из практики (зелёного цвета). Оцените. Сообщите

Общие указания
Технические данные
Комплект поставки
Требования по технике безопасности
Устройство примуса

1. Общие указания

   1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.
   1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.
   1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.
   1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управления поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения - по часовой стрелке.
   1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.
   1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.

   Этот раздел мы оставим без комментариев, т.к. они будут рассмотрены ниже.

   Вверх ↑

2. Технические данные

   2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях. Также им можно обогревать палатки (при малой и средней интенсивности горения во избежание перегрева). В былые времена использовался в спелеоэкспедициях для разогрева походного паяльника при приведении в порядок разлохмаченных тросиков на самохватах.
   2.2. Примус работает на автомобильных бензинах по ГОСТ 2084-77 (А-72; А-76; АИ-93; АИ-98). Если Вы заинтересованы в продолжительной эксплуатации примуса, то используйте более качественное и, главное, более чистое топливо. Длительное время остаётся практически как новый примус, работающий на этиловом спирте (для некоторых это звучит кощунственно, но зато топливо можно использовать и для других целей, для растирания, например). Также работают примуса и на авиационном керосине и ином топливе, что заметно снижает срок их эксплуатации. Одно время у нас примуса были дешевы, а бензин дороговат, мы же очень часто ходили в экспедиции и на тренировки в места, где дрова закончились ещё в XIV веке. У нас появился источник халявного авиационного керосина. Правда, для его разжигания требовалось несколько больше усилий, зато бесплатно. Примусов мы поубивали тогда кучу. Но экономически это было эффективно.
   2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течение 3,5 - 5 часов. Интенсивного горения хватает, как правило, на 3 часа, а вот при слабом пламени примус может спокойно работать 7-8 часов и больше.
   2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С. Двуногий же "чайник" (с руками не оттуда и с мозгами не там, где надо) закипает сразу при необходимости разжигать примус и кипит продолжительное время. Ну а если о закипании воды, то всё зависит от массы факторов - изначальная температура воды, температура воздуха, ветер, укрытие примуса, конструкция посуды, интенсивность горения, качество топлива, ...
   2.5. Масса незаправленного примуса без футляра - 1 кг.
   2.6. Надежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от -30°С до +40°С. Доводилось работать и при более высоких температурах. Проблем не возникает, если соблюдать данную дополненную инструкцию.
   2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм. Это больше зависит не от диаметра посуды, а от выбранного места установки примуса и постановки на него той самой посуды.

   Вверх ↑

3. Комплект поставки

   В комплект одного примуса входят:


Наименование Количество (штук)
Примус "Шмель-2" (рис. 1) 1
Футляр 1
Руководство по эксплуатации 1
Воронка 1
Коробка для ЗИП 1
Игла (10) 2
Прокладка предохранительного клапана 1
Прокладка обратного клапана (28) 1
Уплотнитель шпинделя (17) 1
Ниппель (9) 1
Кольцо поршня (29) 2
Кольцо насоса (22) 1
Ключ для замены иглы 1
Ключ управления со съемной рукояткой * 1


   Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.
   Сегодня комплект поставки зависит от того, сколько Вы платите. Причём цены последние 3-4 года выросли во столько же раз. Поэтому комплектность поставки Вашего примуса зависит лишь от Вашего желания раскошелиться.

   Вверх ↑

4. Требования по технике безопасности

   Запрещается:
   - заливать бензин в горящий или неостывший примус;
   - заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;
   - применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин, неоговоренный в пункте 2.2;
   - пользоваться примусом детям;
   - использовать примус при обнаружении течи бензина.
   Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.

   О технике безопасности при эксплуатации примуса мы будем говорить подробнее в разделе эксплуатация. На самом деле таких правил очень много - целый кодекс.
   Не могу промолчать относительно запрещения пользования примусом детям. Интересное правило. Но несправедливое. Лучше бы оно звучало так "Запрещается пользоваться примусом безголовым и безруким раздолбаям". Я встречал массу очень молодых людей, которые прекрасно справлялись с примусом. Но ещё больше я знаю взрослых, которым в комплект к примусу надо прилагать значок "Заслуженный пиротехник".
На заре моего развития в туризме, когда я только начинал заниматься с детьми, при этом сам познавая азы всего этого, произошёл интересный случай. Мы впервые набрали в клуб семиклашек. Причём занятия я проводил с ними даже не на базе клуба, а в школе, где работал учителем географии. После естественного отбора, планировалось ввести выживших в клуб. Через месяц-полтора одна девчонка говорит "У меня есть братишка, пятиклассник, он тоже очень хочет заниматься. Он всё знает. Я ему после наших занятий всё рассказывала, всему учила. Заодно и сама повторяла". Ну ладно узлы. А как же надевание обвязки, эксплуатация и мелкий ремонт примуса. Ну не может человек, не видя этого ни разу, научиться. Так думалось мне. "Ладно, - говорю. - Если завяжет правильно все узлы, оденет обвязку и без запинок справится с примусом, запишем его". Завязал, надел, справился. Пришлось записывать. Так у нас появился Малява. (Из "Армии Трясогузки" - Не зови меня Малявкой, а зови меня Малявой). Так что хочется процитировать Э. Асадова:
   В любых делах, при максимуме сложностей,
   Подход к проблеме всё-таки один:
   Желанье - это множество возможностей,
   А нежеланье - множество причин.

   Вверх ↑

5. Устройство примуса

   5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.
   Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Она же является чашечкой, куда наливается или накладывается горючее при разжигании примуса. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки (ножки) 6 вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.

   Рис. 1. Примус:

   1 - бачок; 2 - насос; 3 - клапан предохранительный; 4-горелка; 5-ветрозащитный кожух; 6-стойка (ножка); 7 - прокладка уплотнительная (чашечка).

   5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.
   В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.
   Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.
   На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.
   Конус (либо конус с шариком) 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.
   В нижней части корпуса вложена сетка 19, служащая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.

   Рис. 2. Горелка (далее по тексту чаще - головка):

   8-корпус; 9-ниппель; 10-игла; 11 - отражатель; 12-колпачок; 13-гайка; 14-кольцо; 15-гайка; 16-шпиндель; 17-уплотнитель асбографитовый; 18-конус; 19-сетка.

   5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо поршня 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад, т.к. при этом пупырышки не дают кольцу плотно прилечь к шайбе, и воздух легко проходит внутрь цилиндра.
   Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°
   На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень обратного клапана 27 и резиновая прокладка 28.
   Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое уплотнительное кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.

   Рис. 3. Насос:

   20-цилиндр; 21-шток; 22-резиновое уплотнительное кольцо насоса; 23-гайка; 24-гайка-барашек; 25-пружина; 26 - наконечник; 27-поршень обратного клапана; 28-резиновая прокладка обратного клапана; 29-резиновое кольцо поршня с пупырышками; 30-шайба.

   5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.
   5.5. Предохранительный клапан (рис. 4) состоит из пружины 31, поршня предохранительного клапана 33, в который устанавливается резиновая прокладка 34, обеспечивающие герметичное уплотнение бачка. Клапан закрыт пробкой 32.
   При избыточном давлении в бачке 1 срабатывает пружина 31, открывая отверстие для сброса давления.

   Рис. 4. Предохранительный клапан:

   31 - пружина; 32 - пробка; 33 - поршень; 34 - резиновая прокладка

   В этом разделе дополнить особо нечего. Единственное - это я более полно и правильно назвал некоторые детали. Что пригодится в дальнейшем, при рассмотрении правил эксплуатации и ремонта.
   Также хотелось бы отойти от распространённого в рунете и заводской инструкции варианта обзывания "упаковки" примуса. Там его называют - футляр. На самом деле этот футляр сделан из алюминия и представляет собой прекрасный котелок на 2 литра и подкотельник (крышка футляра), который можно использовать как крышку, чашку и в др. целях, о чём подробнее в разделе "Эксплуатация".

   Вверх ↑

   Будем рады, если вы пополните наши познания своими советами и опытом. Пишите на Форум, лучшие советы обязательно разместим на этих страницах с пометкой об авторстве.

K оглавлению

© Скауты Кыргызстана, 2004
Кыргызстан, Бишкек,
4 м-н, 33
e-mail: scout_kg@mail.ru
Hosted by uCoz