На главную -  Скауты Кыргызстана Скауты Кыргызстана Скауты Кыргызстана

Туристский примус. Устройство. Назначение отдельных узлов и частей.

   Как показывает мой немаленький опыт хождения в горы и руководства детскими группами, ПРИМУС остаётся одной из главных проблем, особенно в высокогорье и там, где нет дров. А это в Киргизии встречается сплошь и рядом. Девочки катастрофически боятся даже просто готовить на нём. Юноши зачастую не способны его разжечь, особенно когда в процессе длительной (и не очень) эксплуатации примус (назовём его примус-б/у) начинает показывать свой норов, шарик в нём западает и разжигаться примус никак не хочет. Даже опытные туристы очень часто опасаются примуса и не любят с ним работать.
   Примусные неумеки ("примусолухи") начинают придумывать массу преимуществ иных способов приготовления пищи и обогревания, хотя, конечно, практически всегда предпочтут горящий примус любому из иных средств, понимая, что Примус - Человек.
   Причина же нелюбви большинства людей к примуса тривиальна - ОНИ ПРОСТО НЕ УМЕЮТ С НИМ РАБОТАТЬ, т.е. эксплуатировать и ремонтировать его.
   А ещё бытует мнение, что ПРИМУС ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ВЗОРВАТЬСЯ. Причём почти каждый второй. Разочарую любителей пиротехнических эффектов. При умелом отношении фейерверка не дождётесь. Я имею дело с примусами около 20 лет, видел многое, но только не ожидаемое большинством БАХ!
   В неумелых руках и калькулятор зависает. Под этим девизом мы начинаем наш раздел типа "Не ходите детки (или девки) в горы - примуса взрываются". Будем рады, если вы пополните наши познания своими советами и опытом. Пишите на Форум, лучшие советы обязательно разместим на этих страницах с пометкой об авторстве.

Примус "Шмель-2"
   (по ходу рассматривается и ремонт и эксплуатация примуса "Шмель-4")

Преимущества и недостатки примуса
Устройство примуса
Эксплуатация. Техника безопасности
Техническое обслуживание
Возможные неисправности и методы их устранения
Особенности ремонта примуса в походных условиях
Информация по примусу с других сайтов

Преимущества и недостатки примуса

   Очень подробно этот вопрос рассматривается на странице Информация с других сайтов. Не хочу повторяться, однако приведу несколько собственных наблюдений. Тем более, что они были набросаны мною ещё до прочтения вышеназванных материалов.
   Итак, если выбор стоит между костром и примусом, то я выбираю только костёр, т.к. он может одновременно обогревать всех, сушить, варить, светить, отпугивать хищников, позволяет играть в различные игры или петь песни под гитару, не трясясь от холода и не отлепляя от струн примёрзших к ним пальцев. Немаловажно и то, что костёр силой огня увеличивает возможности для размышления над сутью мироздания. А также просто заряжает мощной энергией - сколько раз бывало, что идёшь "от сюда и до заката", совершенно обессиленный разбиваешь бивуак, готовишь ужин (с мыслями "сложить куда-нибудь побыстрее свои мослы"), но стоит посидеть немного у костра, как появляются силы на всю традиционную вечернюю программу, которая длится порой до 2 ночи, а утром "снова в бой". И так 7-10 дней. Так что, с моей точки зрения - "лучше летом у костра, чем зимой на солнце".
   Но нас больше интересует ситуация, когда дров нет. Как мы уже выяснили, в Киргизии такое явление - не редкость. И здесь стоит выбор примус или горелка.
   Главное преимущество горелки в том, что её не надо разжигать. В то же время разжигание примуса-б/у для большинства становится проблемой не решаемой. Зачастую не помогают ни молитвы, ни восклицания о "чьей-то матери" (простите за богохульство). Опять-таки при транспортировке баллонов исключается возможность токсикоманить весь поход из-за разлившегося в рюкзаке бензина. Неоспоримо и такое преимущество, как малый вес самой горелки.
   Преимуществ у примуса неимоверно больше, чем у горелки. Вот некоторые из них:
   - на примусе можно приготовить еду на группу до 10-12 человек;
   - примус всегда можно заправить до начала приготовления, что гарантирует его работу минимум 3-4 часа, что вполне хватает на приготовление и первого, и второго, и компота (последнее для тех, кто любит сакраментальную фразу "А кампо-о-от?");
   - низкая температура не является существенным тормозом для примуса;
   - приготовление это (если соблюдать все нижеописанные правила и использовать стеклоткань) требует меньших хлопот и времени;
   - значительно более дешёвое и распространённое топливо, чем у горелок;
   - в случае отсутствия традиционного топлива (бензин), можно использовать любой вид жидких углеводов - спирт, керосин, солярка (не стоит забывать, что чем хуже топливо, тем быстрее ушатывается примус);
   - бензин для примуса легко упаковывается в пластиковые бутылки, обладающие огромной прочностью, что позволяет особо не переживать при их паковке, транспортировке и хранении;
   - те же пластиковые бутылки - дармовые, а посему их можно сжигать по использовании, причём даже при отсутствии костра;
   - ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБУЮ ПОЛОМКУ ПРИМУСА МОЖНО УСТРАНИТЬ В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ, что гарантирует его 100%-ную отдачу;
   Недостатки примуса заключаются, главным образом, в неумении с ним обращаться (отсюда и все проблемы). Данный раздел нашего сайта призван устранить сие. Прочие недостатки примуса рассматриваются вкупе с тем, как с ними бороться, в других частях данного раздела.
   Недостатки горелки более значительны:
   - на горелке можно приготовить пищу только на небольшое количество человек (максимум 4), ввиду невысокой калорийности и, соответственно, теплотворности газа;
   - следовательно, в поход туристской группе 10-12 человек понадобится минимум 3 горелки со всем набором общественной посуды для них;
   - баллоны требуют трепетного отношения при паковке и транспортировке;
   - приобретение баллонов и их заправка довольно дороги;
   - после использования баллоны необходимо также аккуратно нести обратно (если хочешь их заправить), либо выбрасывать, загрязняя природу (про другие варианты мало кто вспоминает);
   - перегрев баллона или горелки приводит к расплавлению пластиковых частей, коих здесь достаточно, что напрочь выводит из строя сие достижение цивилизации;
   - неисправную горелку отремонтировать практически невозможно, а если кое-что и возможно, то это отнимает массу времени и требует не меньшего количества усердия и нервов;
   - неисправность баллона, например, в пещере (а такое может случиться запросто, учитывая особенности транспортировки) может привести к отравлению участников;
   - газ нельзя использовать как-нибудь дополнительно, в то время как бензин можно использовать, например, для быстрого разжигания костра в сложных погодных условиях;
   - при низких температурах газ в баллоне перестаёт испаряться, и баллон приходится разогревать различными дополнительными способами, конструктивно непредусмотренными

K оглавлению


© Скауты Кыргызстана, 2004
Кыргызстан, Бишкек,
4 м-н, 33
e-mail: scout_kg@mail.ru
Hosted by uCoz