Независимый суверенный Киргизстан
Перестройка коснулась многих сторон жизни. Первоначально еще теплилась надежда при поиске путей совершенствования общества поставить во главу угла преимущества социалистической системы, преобразовать тоталитарные методы в "социализм с человеческим лицом". Для этого необходимо было отойти от старой модели социализма и признать право на существование альтернативных, опирающихся на различные типы собственности, возвратить людям утраченное чувство хозяина.
Общество приняло идеи "перестройки", но психологически медленно осваивало демократизацию и гласность. Сложившаяся в сталинские времена и развалившаяся в застойный период аграрно-сырьевая ориентация экономики противоречила логике самого существования независимого Киргизстана.
Непреложные законы экономики, однако, требовали не искусственного разрыва единого хозяйственного комплекса, а строгого определения экономических функций его составных частей (республик) и союзного государства.
Трудящиеся и руководство республики последовательно поддерживали идеи М.С. Горбачева по созданию обновленного Союза. Однако август 1991 года сорвал этот процесс. Стало ясно, что с таким центром им не по пути. Соглашение в Беловежской пуще положило конец СССР. Киргизстан, как и другие союзные республики, декларировал свою независимость.
31 августа 1991 года Верховный Совет республики в "Декларации государственной независимости Республики Киргизстан" торжественно провозгласил, что:
1. Объявляет Республику Киргизстан независимым суверенным государством.
2. Территория Республики Киргизстан является целостной и неделимой, на ней действует только Конституция Республики Киргизстан.
3. Республика Киргизстан подчеркивает свою приверженность общепризнанным принципам международного права.
4. Призывает парламенты союзных республик и стран мирового сообщества признать независимость Республики Киргизстан".
Обретение Киргизстаном подлинного суверенитета явилось важнейшим результатом политических процессов периода перестройки.
Распад СССР Республика Киргизстан приняла как объективную политическую реальность и с большинством других бывших республик вошла в состав СНГ.
После провозглашения независимости Киргизстан обрел статус субъекта международного права, являясь членом ООН и ряда других международных организаций. Принципы построения правового государства, практического разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, уважения прав человека, создания стабильной экономики с социальной ориентацией стали приоритетными в жизни нового государства.
После бурных дебатов в 1989 г. был принят Закон о государственном языке Киргизстана. Парламент республики отклонил предложение о придании статуса государственного двум языкам - киргизскому и русскому, было отвергнуто предложение о введении в новую Конституцию статьи о признании за русским языком функций языка межнационального общения. Как и во многих других республиках, объявивших о своем полном суверенитете, в Киргизстане статус государственного языка закреплен за одним, киргизским языком. И только в 2001 году русский язык приобрел статус официального.
В 1990 г. парламентом на альтернативной основе первым избранным Президентом Киргизстана был признан академик Аскар Акаев. Всенародный референдум в 1993 г. подтвердил его легитимность (т.е. законность). Президент является лидером и гарантом демократических преобразований. Носителем законодательных функций стал парламент - Жогорку Кенеш, исполнительные функции возложены на Кабинет Министров - Правительство. Обрела независимость судебная власть. Государственные структуры начали приобретать демократический характер.
К сожалению, с развалом СССР были утрачены и основные экономические связи. Новые многочисленные государственные границы и таможенные барьеры резко затормозили взаимообмен товарами. Начался безудержный инфляционный процесс. Для его обуздания правительством республики было внесено предложение ввести собственную национальную валюту. Международный валютный фонд гарантировал материальное обеспечение киргизских денег, 10 мая 1993 г. национальная валюта Киргизстана была введена в обращение.
5 мая 1993 г. двенадцатая сессия Жогорку Кенеша приняла новую Конституцию Киргизской Республики. В преамбуле первой действительно демократической Конституции говорится:
"Мы, народ Киргизстана, стремимся обеспечить национальное возрождение киргизов, защиту и развитие интересов представителей всех национальностей, образующих вместе с киргизами народ Киргизстана:
- исходя из заветов предков жить в единстве, мире и согласии;
- подтверждая свою приверженность правам и свободам человека и национальной государственности;
- решимость развивать экономику, политические и правовые институты, культуру для обеспечения достойного уровня жизни для всех;
- провозглашая свою приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям;
- желая утвердить себя среди народов мира как свободное демократическое общество, в лице своих полномочных представителей принимаем настоящую Конституцию".
Становление суверенитета республики, наполнение его конкретным содержанием не происходило само собой, без преодоления трудностей. Их было немало. Во взаимоотношениях стран СНГ дает о себе знать развал единых экономической и политической систем. Исключительно сложной оказалась проблема становления экономической независимости республики.
В области промышленности на конец 1995 г. преобразовано в негосударственные формы собственности (АО, коллективные предприятия, частные и смешанные предприятия) около 5500 объектов, что составляет 55% предприятий, бывших государственными в 1991 г.
Переход к рыночной экономике требовал проведения земельной и аграрной реформ. В условиях экономического кризиса и острейшей нехватки материальных ресурсов и финансовых средств непонимание и неприятие сути аграрной реформы, искажение ее методов, противопоставление форм хозяйствования, дискредитация путем приватизации скота и имущества бывших колхозов и совхозов серьезно тормозили темпы преобразо-I ваний на селе, и как следствие, за 5 лет поголовье овец сократилось наполовину: с 9,5 млн. голов до 4,5 млн. к концу 1995 г., поголовье крупного рогатого скота на 330 тыс. и лошадей на 40 тыс. голов.
Начавшийся процесс преобразования колхозно-совхозной системы в добровольные фермерские и крестьянские хозяйства продолжается. Кооперативы и их ассоциации, сложившиеся в это время начали приносить свои результаты.
Демократические изменения в сфере политики начали осуществляться на принципах политического многообразия. Киргизская республика конституционно гарантировала свободу добровольного объединения граждан в политические партии и общественные движения для совместной реализации их прав, свобод и законных интересов. На этой основе в XXI век Киргизстан вступил, имея 30 политических партий и много других общественных объединений. Политический плюрализм, свобода средств массовой информации, являющиеся неотъемлемой частью демократии, шаг за шагом обретают свое место в общественной жизни Киргизстана.
Впервые в истории Киргизстана в Бишкеке 1 февраля 1992 г. открывается Посольство иностранного государства - США. В тот же день начинает свою деятельность первое киргизское посольство за рубежом - в Вашингтоне.
На 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта того же года Республика Киргизстан была принята в члены ООН. Решение принято на основе единодушного одобрения без голосования. В тот же день на флагштоке у здания ООН в Нью-Йорке был торжественно поднят Государственный флаг Киргизстана. А 5 марта состоялась торжественная церемония поднятия нового Государственного флага Республики Киргизстан на здании Дома правительства в столице суверенного государства.
В конце августа в Бишкеке прошел первый Всемирный курултай киргизов, призвавший в своем Обращении к укреплению киргизской государственности и единству киргизской нации. 18 декабря на сессии Верховного Совета Республики Киргизстан принят текст нового Государственного гимна республики Киргизстан - одного из важнейших атрибутов государственного суверенитета.
На 13-й сессии Жогорку Кенеша на альтернативной основе 14 января 1994 г. был принят новый Государственный герб суверенного Киргизстана.
Парламентский кризис, возникновению которого послужили отказ 143 депутатов участвовать в дальнейшей работе Жогорку Кенеша и отставка правительства республики привел к самороспуску парламента 2-13 сентября.
Всенародный референдум о внесении изменений и дополнений в Конституцию Киргизской Республики по вопросу образования двухпалатного парламента, состоявшего из Законодательного собрания и Собрания народных представителей прошел 22 октября.
5 февраля 1995 г. были проведены выборы в областные и районные кенеши и в двухпалатный парламент - Жогорку Кенеш.
Впервые в истории республики на альтернативной основе 24 декабря
1995 г. состоялись президентские выборы. На этот высокий пост был избран
Аскар Акаев.
Полномочия Президента, закрепленные в действующей Конституции, не позволяли ему достаточно эффективно и полно осуществлять установленную Конституцией функцию консолидирующего органа в системе разделения властей. В связи с этим возникла необходимость расширения полномочий Президента. 10 февраля 1996 г. и 2 февраля 2003 г. были проведены общенародные референдумы по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Киргизской Республики, результаты которых позволили Президенту обрести все необходимые полномочия.
Таким образом, этот неполный перечень судьбоносных документов и летопись основных событий свидетельствуют о том, что Киргизстан в 1991-1996 гг. шел к реальному суверенитету, кажднодневно воплощая в жизнь принципы независимости. Прежде всего, как и все бывшие союзные республики, он все больше и больше порывал с тоталитарной системой, лишавшей его возможности самому решать свою судьбу.
В настоящее время в Центральной Азии пересекаются интересы соседних и более отдаленных крупных держав. По сравнению с другими центральноазиатскими странами Киргизстан имеет ряд преимуществ. Во-первых, территория нашей страны издревле была узловым пунктом на Великом Шелковом пути, в возрождении которого заинтересованы многие государства. Во-вторых, Киргизстан еще не утратил того военно-стратегического значения, которое было определено Россией еще в первой четверти XIX в., когда о нем говорили как о регионе высокогорном, труднодоступном, не требующим особых сил для обороны, но позволяющим диктовать свои условия в Восточном и Западном Туркестане.
Эти и другие обстоятельства, с одной стороны, создали благоприятную геополитическую ситуацию для выхода Киргизстана на международную арену, а с другой - Кавказ и Центральная Азия стали, по трактовке 3. Бжезинского - "европейскими Балканами".
Учитывая сложившуюся в стране этнополитическую ситуацию, а также военное и экономическое значение России, Киргизская Республика всеми силами содействует укреплению и развитию интеграционных процессов и тенденций. В противном случае предопределены ослабление исторически сложившихся киргизско-российских взаимосвязей, усиление оттока славян и европейцев из Киргизстана, что не может не сказаться отрицательно во всех сферах жизнедеятельности республики.
Внешнеполитическая активность мировых и региональных держав, является одним из важнейших факторов, влияющих на процессы в Киргизстане.
Исторически сложилось так, что именно современная граница Киргизстана и Китая в течение тысячелетия была границей исламского, конфуцианского, буддийского и ламаистского миров, а затем около полутора веков - российско-китайской, советско-китайской границей.
В последние десять лет пройден путь - от установления дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой в январе 1992 г. до участия в подписании в апреле 1996 г. в Шанхае Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы между Киргизстаном, Казахстаном, Россией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем - с другой. В апреле 1997 г. в Москве главами государств "Шанхайской пятерки" было подписано Соглашение о сокращении вооружений в районе границы. В 2002 г. (25 мая) был принят закон Киргизской Республики о ратификации Дополнительного соглашения между Киргизской Республикой и Китайской Народной Республикой о киргизско-китайской государственной границе. Несомненно, Китай может стать крупнейшим партнером Киргизстана в торгово-экономических и культурных отношениях.
Кардинальные изменения, произошедшие после развала СССР и мировой системы социализма, серьезно изменили карту и геополитическую структуру мира. Он постепенно становится более многоплановым, динамичным, в то же время более взаимозависимым и уязвимым, происходит глобализация мира. Глобализация характеризуется привычным делением: Запад - Восток и Север - Юг; на регионы: "центральные", и "периферийные", "важные" и "второстепенные".
Реалии глобализации показывают, что великие державы ныне во всей Центральной Азии, в том числе и в Киргизстане, начинают "большую игру". В этом сказывается ряд причин. Во-первых, геополитические интересы великих держав, направленные на установление или на восстановление своего влияния в центре евроазиатского суперконтинента. Во-вторых, значительные запасы нефти и газа в регионе и планы их освоения создают предпосылки для превращения, в ближайшие годы, этой территории в один из важных узлов мировой политики. В-третьих, Центральная Азия оказалась на переднем фланге войны, объявленной мировым сообществом против международного терроризма, наркобизнеса, организованной преступности и т.д., что повысило значение региона в системе современных международных отношений.
Не безмятежна обстановка и внутри самих центрально-азиатских стран. Здесь множество проблем и нерешенных противоречий. В их числе плохо работающая экономика, не достигшая даже уровня предшествовавшего распаду СССР. Сюда же следует добавить такие проблемы регионального сотрудничества, как охрана границ, безопасность торговли, распределение водных ресурсов, борьба с экстремистскими политическими и религиозными группировками, транзитом наркотиков из Афганистана и т.п. Все это придает особую важность проблеме сохранения стабильности и безопасности в регионе. Именно по этой причине Киргизская Республика пошла на то, что на ее территории параллельно действуют военные структуры, финансируемые и организованные США и НАТО с одной стороны (2002 г.), Россией - с другой (с 2003 г.).
Между тем здесь увеличиваются и другие возможности разрешения вероятных кризисов. Весьма перспективны в этом плане роль Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ее можно рассматривать как своего" рода модель кооперационной безопасности.
Внешнеполитическая стратегия США и стран Запада в отношении стран Центральной Азии, в том числе и Киргизстана, основывается преимущественно на геополитических соображениях, прагматическом подходе, учитывающем собственные стратегические интересы. Они стараются поддержать в регионе баланс сил, отвечающий их интересам. Они оказывают практическую помощь в проведении рыночных и демократических реформ, в борьбе с терроризмом и т.д.
Бесценным приобретением общества стало в наше беспокойное время обеспечение гражданского и межнационального согласия - залог будущего успеха развития государства и повышения благосостояния народа. Именно поэтому президент А.Акаев провозгласил в качестве новой идеологии постулаты "Кыргизстан - наш общий дом" и "Кыргизстан - страна прав человека".
<<<
1
2
3
4
5
6
7
>>>