K оглавлению
Как ремонтировать примус, если у тебя под рукой есть всё, что надо, - и инструмент, и ЗиП - мы рассмотрели на странице Возможные неисправности и методы их устранения
Однако очень часто возникает ситуация, когда надо отремонтировать примус в походных условиях, а стандартного набора запчастей и инструментов не хватает. ЗиП наполовину пуст, и по закону подлости в нём не окажется именно той детали, которая Вам нужна. Что делать?
Этому и посвящена данная страница.
Во всех делах главное - профилактика. В данном случае легче не допустить неисправностей, чем потом ломать голову, как их исправить. Если соблюдать все рекомендации, приведённые на страницах Эксплуатация примуса и Техническое обслуживание, то в 99,9 % случаев ремонтировать примус в походных условиях не понадобится.
На месте руководителя я бы заставил всех проштудировать все материалы данного раздела нашего сайта, посвящённые примусу. Лично я так и делаю. Это спасает от большинства неприятностей. Однако…
Примус заправляют растительным маслом ("ну, похожи ведь"), проверяют наличие бензина в бачке, подсвечивая спичками ("фонарик найти не смогли, а будить не захотели - рано ведь"),… Фантазии примусолухов (или примусолохов) столь безграничны и непредсказуемы, что пора выпускать примусную энциклопедию ляпсусов.
Что же делать, если чайников в группе больше, чем людей (только ёмкостей для заваривания чая не хватает почему-то). И каждый норовит обязательно сделать что-нибудь не так, как рассказано в вышеуказанных инструкциях.
Здесь Вам помогут крепкие нервы и материалы данной страницы.
Рассмотрим те же варианты неисправностей, что и в разделе Возможные неисправности и методы их устранения. Только теперь ремонтировать примус мы будем с помощью подручных материалов, без использования ЗиПа, либо используя его запчасти не по прямому назначению.
Внимание! Все варианты, предложенные здесь, хороши лишь при кратковременной эксплуатации. Все неисправности должны быть исправлены надлежащим образом при первой же возможности и уж никак не позже, чем по возвращении. "Нет ничего более постоянного, чем временное". Такой подход в данном случае весьма чреват. Недостаток некоторых вариантов - не 100 %-ная гарантия результата и безопасности. Все небезопасные варианты будут выделены красным цветом.
В людом случае дальнейшее использование примуса должно происходить под тщательным надзором взрослых.
Итак, уже знакомая нам таблица, но с иной третьей колонкой (рассматриваются только те варианты неисправностей, которые могут вызвать определённые сложности при их устранении).
Внешнее проявление и дополнительные признаки неисправностей
|
Вероятная причина
|
Метод устранения
|
Неисправности предохранительного клапана
|
Язычок пламени (либо выливается бензин) из отверстия предохранительного клапана
|
Износ прокладки
|
Заменить прокладку можно, вырезав схожий по размерам кружочек с подошвы любой обуви. Даже, если он не будет идеален по форме и размерам, он будет работать.
|
Отсутствует давление в бачке примуса
|
Износ прокладки
|
См. выше
|
Срабатывает в самом начале горения
|
Слабая пружина
|
Можно и наглухо перекрыть клапан, вставив вместо пружинки камушек или какой-нибудь металлический предмет (гайку,...). При этом надо тщательно следить за перегревом примуса, своевременно его охлаждать. Ни в коем случае не использовать в палатке или ином помещении.
|
У гайки 15 (см. рис. 2) появляется язычок огня или дым
|
Нарушилось уплотнение 17 шпинделя 16
|
Как правило, небольшой язычок пламени здесь не снижает безопасность примуса. Улучшить уплотнение можно, подмотав на гайку 15 нить стеклоткани.
Вместо асбестовой прокладки можно использовать асбестовый шнур, который заранее необходимо положить в ЗиП. Не идеально, но терпимо.
|
Ниппель 9 не прочищается
|
Сломалась игла 10
|
Заменить иглу в походных условиях легко. Струна № 1 от гитары - прекрасная ручная игла.
|
Через горелку не проходит ни бензин, ни его пары - самая распространённая беда примусов с шариковым клапаном.
|
Засорилась внутренняя часть горелки
|
Очень сложно бороться с этой бедой в походе. Она способна превратить поход в ад. Варианты:
1) Накачать в бачок давление больше обычного в несколько раз (80-100 качков). После отлипания шарика, перед разжиганием необходимо сбросить давление, приоткрутив насос. Затем накачать заново - норму.
2) Во время разогрева горелки, поставить шпиндель в положение "Открыто", постукивать ключом по телу горелки (в районе шпинделя или рассекателя), до отлипания шарика. Продолжить разогрев при положении "Чистка"
Недостаток 1 и 2 - помогают лишь на начальных стадиях загрязнения горелки
3) "Прикурить" от работающего примуса
4) Перед каждым разжиганием выкручивать горелку, при открытом шпинделе механически выдавливать шарик шилом или т.п., наворачивать горелку обратно. Разжигать без накачивания давления в бачок, повернув шпиндель в положение "Чистка". После разогрева накачать необходимое давление.
Можно полностью разобрать горелку, прочистив все внутренности без использования абразива. Во время разборки, асбест надо аккуратно выковыривать и собирать, затем засыпать на место, подпрессовывая его гайкой 15. Недостаток его можно заменить нитью стеклоткани. Недостаток - сложно хорошо почистить горелку в походных условиях.
|
Бензин или пары просачиваются из-под горелки 4 и могут загореться (см. рис. 1)
|
Ослабло резьбовое соединение горелки 4. Нарушение герметичности
|
Можно подмотать резьбу нитью стеклоткани, а в качестве дополнительного уплотнителя использовать аккуратно сложенную фольгу от шоколада.
|
Всё сделано, как сказано выше, всё равно ничего не помогает
|
Возможно, у Вас гуманитарный склад ума или не хватает усердия и последовательности
|
Помните! Разжечь примус с неисправностями горелки можно "прикурив" от другого, работающего.(см. Эксплуатация)
|
Насос (см. рис. 3) плохо накачивает воздух в бачок |
Износился наружный диаметр кольца поршня 29 или выступы
|
Заменить кольцо поршня 29 можно наматыванием ниток, смоченных в растительном масле. Недостаток - мера малоэффективная, одноразовая, т.е. требует обновления перед каждым разжиганием.
|
Отсутствует смазка на поршне цилиндра
|
Смазать кольцо поршня можно растительным маслом. Такой смазки, как правило, хватает до конца похода. В крайнем случае можно просто плюнуть в цилиндр - эта мера требует повторения перед каждым разжиганием.
|
В насос попадает бензин
Из-под ручки насоса появляется бензин или язычок огня
|
Износилась прокладка 28 обратного клапана
|
Замените прокладку 28 можно обрезав прокладку предохранительного клапана до нужных размеров
Заменить прокладку можно, вырезав схожий по размерам кружочек с подошвы любой обуви. Надо постараться, чтобы он был как можно ближе по форме и размерам к эталону, т.к. неточность может привести к зависанию обратного клапана
|
Бензин или пламя из соединения насоса с бачком |
Износилось уплотнительное кольцо насоса 22
|
Заменить уплотнительное кольцо насоса можно намотав на резьбу бачка и на место уплотнительного кольца нитей стеклоткани. Не следует торопиться, т.к. аккуратность в данном случае - важный фактор успеха. Небольшое пламя, которое может появиться после этой процедуры, не оказывает снижающего воздействия на безопасность.
|
Сорвана резьба насоса или бачка
|
Может помочь наматывание нити стеклоткани, однако, лучше отказаться от эксплуатации такого примуса
|
Не сохраняется давление в бачке |
Износилось уплотнительное кольцо насоса 29
|
См. выше
|
Неисправен предохранительный клапан
|
См. выше - Неисправности предохранительного клапана
|
Ничего не помогает, насос всё равно не хочет работать
|
См. последнюю строку в разделе "Неисправности горелки"
|
1) Закрыть наглухо отверстие насоса. Сделать это можно, заблокировав наглухо обратный клапан (по аналогии с предохранительным клапаном - см. выше)
2) Интенсивно потрясти бачок,
3) или нагло нагреть горелку на другом примусе,
4) или аккуратно подогреть бачок (ЧРЕВАТО!!!)
Снять верхнюю часть насоса с работающего примуса, т.к. при этом не произойдёт разгерметизации последнего. Главное - скручивать верхнюю часть насоса, а не сам насос. Таким образом можно одним штоком (со всеми прибамбасами на нём) обслуживать несколько примусов
А может попробовать ещё раз предложенные выше варианты?
|
|
Рекомендуется оставить все попытки реанимировать примус, если:
- у него сорвана резьба на соединении насоса или горелки с бачком;
- бачок испытал серьёзные механические нагрузки (например, падение) и повреждения.
Во всех остальных случаях примус относительно легко можно вернуть к жизни. Надеемся, что наши материалы помогут Вам в этом.
Желаем Вам умеренно шипящих примусов, а не пылающих и, тем более, летающих. Последние оставьте для страшных историй и доверчивых слушателей, незнакомых с материалами нашего сайта.
Будем рады, если вы пополните наши познания своими советами и опытом. Пишите на Форум, лучшие советы обязательно разместим на этих страницах с пометкой об авторстве.