Готовь сани летом - гласит русская пословица. Так и примус надо начинать готовить к следующему походу сразу по возвращении из предыдущего. У хорошего хозяина примус всегда готов к применению. И не надо его проверять. Если только для очистки совести и собственного успокоения, т.к. хороший хозяин не поленится посмотреть примус перед походом, даже не сомневаясь в его готовности.
1. Необходимо содержать примус в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатков пищи, попавших на примус при ее приготовлении.
Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 3 (рис. 1). Для чистки поверхности примуса можно использовать керосин, солярку, но ни в коем случае не воду, т.к. это приведёт к его ржавлению.
2. Кольцо поршня 29 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой циатнм-221 ГОСТ 9433-80, растительным или животным жиром. Годится обыкновенный солидол.
3. При ухудшении работы горелки (сложности разжигания, вызванные западанием шарика, ухудшение интенсивности горения, затрудненное поворачивание шпинделя) необходимо провести чистку горелки. Заводская инструкция рекомендует полностью разобрать горелку (см. рис. 2), для чего:
a) Выверните ниппель 9 ключом управления.
b) Выверните гайку 15.
c) Шилом или другим подобным предметом разрушьте и удалите старый уплотнитель 17, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 8.
d) Очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 8 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара (см п. 4)
e) Соберите горелку в обратной последовательности, установив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.
4. Очистить горелку от нагара можно следующими способами (проводятся на выкрученной с бачка горелке):
a) Выкрутив ниппель и иглу, вынув сетку и поставив шпиндель в положение "Чистка", прокалить горелку на газовой плите. Продолжительность - 30-40 минут. Преимущества способа - быстро, минимум усилий. Недостаток - слабая эффективность.
b) Разобранную горелку (см п.3) со всеми металлическими частями опустить в уксусную эссенцию. Продолжительность: для тела горелки - 2-5 часов (в зависимости от степени загрязнённости), для мелких частей - 5-30 минут. Преимущества - высокая эффективность, доступность и дешевизна эссенции, возможность её неоднократного использования. Недостатки - требует значительно большего времени, чем первый способ; разрушается асбографитовый уплотнитель (см п.5). эссенцию можно заменить соляной кислотой. Использование каустики возможно, но нами слабо изучено.
c) Можно скомбинировать эти 2 способа, что сгладит их недостатки, но и ослабит эффект.
d) Последовательное применение способов a и b увеличит эффективность очистки.
e) Ни в коем случае не следует применять механическую очистку (надфилем, наждачкой, …), т.к. это приведёт к ускоренному загрязнению горелки в последующей эксплуатации, потому что на очищенную таким способом поверхность будет быстрее налипать нагар.
5. При очистке горелки от нагара (когда Вы её разбираете) происходит разрушение асбографитового уплотнителя 17. Если его остатки аккуратно собрать, то при сборке можно обойтись без ЗиПа (засыпав уплотнитель на место и плотно поджав его гайкой 15), а запасной уплотнитель оставить до худших времен (которые могут застать в сложных походных условиях, где будет не до аккуратного выковыривания).
6. Хранить примус необходимо в полиэтиленовом пакете, чтобы котелок не испачкался и не провонялся бензином.
7. При длительном хранении бензин с примуса необходимо слить во избежание преждевременного разрушения резиновых частей. Также лучше подвыкрутить насос, чтобы поберечь уплотнительное кольцо, и можно подраскрутить предохранительный клапан, чтобы не ослаблялась пружина.
8. Для удобства эксплуатации примус необходимо докомплектовать, кроме полиэтиленового пакета, куском стеклоткани, сухим горючим. ЗиП лучше хранить в походной аптечке, т.к. необходимость в нём появляется лишь в крайних случаях, а постоянная эксплуатация примуса может привести к потере ЗиПа, и тогда придётся воспользоваться советами страницы Особенности ремонта примуса в походных условиях
9. Периодически необходимо разбирать предохранительный клапан, проверяя его работоспособность. Советы некоторых туристов наглухо заблокировать отверстие предохранительного клапана не выдерживает никакой критики, т.к. это нарушает все правила ТБ. Доводы, что они ни разу не видели взрывающихся примусов, по меньшей мере нелепы, принимать их во внимание не следует, т.к. именно Вы, может быть, увидите сей фейерверк. Избежать срабатывания предохранительного клапана помогут правила, приведённые на странице Эксплуатация. Техника безопасности
Будем рады, если вы пополните наши познания своими советами и опытом. Пишите на , "Форум лучшие советы обязательно разместим на этих страницах с пометкой об авторстве.