Эксплуатация примуса и техника безопасности

   K оглавлению

   В этом разделе я позволю себе сильно отойти от заводского руководства, т.к. последнее может быть полезно лишь человеку, который решил использовать новый примус в городских условиях. Здесь же я обобщу многолетний опыт эксплуатации примусов в нашем клубе, что, я думаю, более ценно, т.к. в горы (на ледники, в пещеры,…) мы ходим очень часто, и в 80-90 % случаев примус является главным, а чаще единственным источником для приготовления пищи.
   Некоторые поучительные истории, по-прежнему будут написаны вот таким цветом. Кто-то поучится на чужих ошибках, а кто-то просто поприкалывается.

  Подготовка к работе
   Разжигание примуса
         1. Прогрев горелки
         2. Зажигание
   Регулирование. Правила работы
   Чистка ниппеля
   Гашение горелки
   Окончание работы + некоторые общие советы по эксплуатации

Подготовка примуса к работе

   Главное правило - подготовить примус к работе надо ещё дома. Для этого проверить комплектность и работоспособность всех узлов, состояние резиновых деталей (их всего 4). В этом Вам поможет знание Устройства примуса. Лучше всего не полениться и разжечь примус.
   Если Вы своевременно и правильно проводите Техническое обслуживание примуса, то предпоходная проверка примуса превращается в формальность. В любом случае - насухую накачайте примус и проверьте его работоспособность, открыв горелку поворотом ключа. Тоненькая струйка воздуха, идущая из ниппеля - божественная мелодия.

   Итак, пришли в горы. По пунктам - что за чем.

   1. Вынимаем примус из футляра, при этом, если не предполагается использование котелка в качестве посуды, полиэтиленовый пакет, в который упакован примус, кладём обратно в котелок. Иначе он (пакет) имеет свойство теряться, а котелок после этого начнёт попахивать бензином, что затруднит его использование в качестве посуды.
   2. Заправляем примус. Для этого используется воронка. Причём её предпочтительно привязать верёвочкой к таре с бензином, и тогда она не потеряется. Когда раньше мы носили бензин в пластмассовых канистрах. У нас на каждой была навечно привязана воронка. Однако, в последнее время практически все предпочитают носить бензин в пластиковых бутылках, из которых легко можно переливать бензин в бачок без всяких приспособлений. Главное - не дергаться и не торопиться.
   Кажется, что тут может быть не ясно. Однако пример.
   Январь. - 20. Высота почти 3500. Раннее утро. Дежурит Серёжа. Дежурство он "заработал", будучи накануне в радиалке связистом. Когда на сеансе связи пытался что-то сообщить на базу, при этом постоянно давил на кнопку "Тон". В результате получалось нечто вроде "Караул, спасите". Так вот, сие правило работы с примусом он забыл. Через минут 50, когда надоело слушать удары ключа о головку, я вылез из спальника. Головка (горелка) примуса представляла собой жалостное зрелище. Примус был пуст. Накануне вечером его полностью выжгли, используя при обогреве отгороженного закутка. Счастья тебе, Серёжа.

   3. Заправка начинается с откручивания насоса. Для этого необходимо полностью опустить ручку вниз, чтобы прямоугольно сточенные грани ручки вошли в аналогичной формы углубление в насосе. Это позволит использовать правило рычага, что потребует существенно меньших усилий. Особенно необходимо это соблюсти тогда, когда перед Вами дежурил тот, про кого говорят "Сила есть,…".
   Также необходимо помнить, что резьба на насосе (впрочем, как и на других деталях примуса) правая, следовательно, откручивать его надо влево.
   Для тех, кто путает право с лево, влево - это значит против часовой стрелки.
   Извините, что приходится писать такие глупости. Но то ли ещё будет. Практически каждая мысль, высказанная здесь, основана на десятках случаев, когда всё делалось не так. Особенно это важно при работе с детьми и девушками (с детками и девками). Так что, об очевидных вещах придётся говорить не раз.
   4. Выкрутив насос, положи его на чистое место (камень, стеклоткань, хоба). Возможные варианты - в снег, в песок, глину, прочую грязь. Ненужное вычеркнуть. Занесённая насосом в бачок грязь засоряет сеточку, да и всю горелку.
   5. При заправке примуса смотрим на то, чтобы не переполнить бачок, т.к. туда ещё должен поместиться насос и воздух, им накачанный. Для этого наклоняем его в сторону отверстия для насоса. Оптимально, если с обратной сторону можно поставить спичечной коробок, а бензин плещется у горловины. Недолив бензина может привести к преждевременному окончанию работы примуса, перелив - к тому, что предохранительный клапан выплюнет излишки в самом начале работы.
   6. При закручивании насоса не следует его насиловать. Сначала просто абсолютно лёгкими движениями вращайте его, пока он не найдёт резьбу (бывали случаи, что сдуру её срывали - такую поломку в походных условиях никак не устранить, да и дома исправить сложно). Затем докрутите. Чтобы образовалось плотное соединение. Не надо прикладывать при этом каких-то сверхусилий. Резиновое уплотнительное кольцо подпружинит насос и всё будет нормально. Помните, что раскручивание насоса потребует значительно больших усилий, чем закручивание. И если Вы "постарались" затянуть насос, то открутить его Ваших сил уже может не хватить.
   7. Ставим ножки из походного положения, когда они повёрнуты внутрь, в рабочее положение, вытащив и развернув их. это увеличит площадь соприкосновения с посудой и улучшит устойчивость.
   8. Подготавливаем место для примуса. Оно должно быть защищено от ветра, желательно не на караванных путях (обязательно ведь кто-нибудь споткнётся или наступит), а главное - твёрдое, горизонтальное, устойчивое. Лёд для этих целей не подходит. По ходу он подтает и обязательно неравномерно. Вырубали как-то мои знакомые свой примус изо льда, когда во время ледовых занятий побаловали кишочки тёплым чайком да оставили примус на льду. Он сначала углубился, а потом инкрустировался в лёд. Обидно, понимаешь ли: примус новый, а цены на него, как раз, попёрли вверх.
   9. Устанавливаем заправленный примус с развёрнутыми наружу ножками на ровную, защищённую от ветра площадку в подкотельник (крышку от котелка). В пустой. Делается это, чтобы потом, когда примус перегреется, не совершать массу маневров с раскалённым примусом и кипящей кастрюлей.
   10. Приготавливаем воду или снег для охлаждения примуса. Помним, что сначала примус надо разогревать, а уж потом, когда он перегреется, охлаждать.
   11. Перед началом работы (и в конце) необходимо покрутить ключ от правого упора до левого - порой это несколько облегчает процесс разжигания.
   12. Приготовить спички и горючее для разжигания.
   13. Теперь попробуем разжечь примус.

   Вверх ↑

Разжигание примуса

Этап первый. Прогрев горелки (головки).

   1. Накачать примус. Накачивание насоса (2) совершается резкими движениями, опуская ручку насоса до упора. При этом насос издаёт характерные хлопки, т.к. обратный клапан насоса пропускает воздух порциями и лишь в том случае, если создалось достаточное давление, чтобы отодвинуть пружину. Если же Вы будете качать нежно и плавно, то у Вас ничего не получится, т.к. при этом воздух будет успевать выходить из насоса наружу, особенно если насос не новый.
   2. Накачивать надо меньше при жаркой погоде, на высоте, если примус хорошо заправлен и наоборот. При жаркой солнечной погоде, если примус стоял на солнце, можно обойтись и вовсе без накачивания, т.к. давление в нём уже имеется.
   3. Налейте или положите горючее в чашечку (7). Лучше всего разжигать примус сухим спиртом, этиловым спиртом ли денатуратом. При этом примус не коптится, с ним приятнее работать, сохраняя руки в чистоте, что немаловажно особенно в высокогорье и зимой, где отмывать руки проблематично. В крайнем случае разжигать можно бензином, слитым через горелку, при этом надо быть внимательным - недолив скажется на плохой прогретости горелки, перелив превратит примус в "чёртика". Для разжигания примуса в тёплую погоду бензина достаточно ? - 2/3 чашечки, спирта/денатурата надо наливать полнее, сухого спирта достаточно полтаблетки. При понижении температуры необходимо увеличивать это количество. При температурах ниже -10 чашечки спирта может не хватить для нормального прогрева, т.к. спирт менее калориен, чем бензин. Поэтому надо лучше укутывать примус стеклотканью. В крайнем случае, можно догреть примус сухим спиртом, четверть таблетки которого лучше положить сразу. Сухой спирт всегда кладите под боковую выпуклость головки, туда, куда вставляется ключ для регулировки. Тогда головка прогревается интенсивнее, т.к. КПД сгораемого горючего выше. В заводской инструкции рекомендуется смочить сухое горючее в бензине, чтобы оно лучше загорелось. Но это подкоптит примус, т.к. жидкий бензин горит коптящим пламенем. Рекомендую просто положить зажжённую спичку вплотную с сухим спиртом и тщательно закрыть всё это стеклотканью. Старайтесь сразу прогреть примус хорошо, иначе это может превратиться в длительную процедуру с массой трудностей, с которыми Вы можете успешно не справиться
   4. Укутайте примус стеклотканью. При отрицательных температурах и особенно в ветреную погоду горелка не прогреется нормально, если не экранировать тепло. Ветрозащитный кожух - слабое утешение.
   5. Подождите пока выгорит всё горючее в чашечке, при этом приготовьте спички, а лучше зажигалку.

   Вверх ↑

Этап второй. Зажигание примуса

   1. Откройте подачу топлива медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи ключа управления, поворачивая ключ против часовой стрелки.
   2. Подожгите выходящую бензовоздушную смесь у отверстий отражателя. Пламя при этом должно быть бледно-синим. В ветреную холодную погоду рекомендуется держать наготове несколько спичек, а то пока суд да дело примусок-то и приостынет, а если он ещё и был слабовато прогрет, то повтора не избежать.
   3. Если пламя коптящее оранжевое, то горелка не прогрелась. Так горит жидкий бензин. А примус работает на парах бензина (некоптящее синеватое пламя). Необходимо начать прогрев горелки заново, либо догревать сухим спиртом. Если такового нет, то необходимо подостудить горелку, иначе жидкое топливо будет испаряться. Для этого можно использовать снег или воду. Учитывайте свои ошибки первого разжигания: или топлива было мало, или примус плохо укутан.
   4. Если примус начинает "рычать", исчезает пламя, а рассекатель раскаляется (динамическое горение), необходимо погасить огонь и
   зажечь его снова. Если при этом примус снова "рычит", нужно проверить правильность установки колпачка 12 и отражателя 11 (рис. 2), которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки.
   5. Если примус прогрелся не полностью (периодически изрыгает красное пламя), то можно прикрыть его стеклотканью и он догреется, однако, если он практически горит красным пламенем, то имеет место разговор о слабом его прогревании и его надо догреть сухим спиртом прогреть заново.
   6. Открывать примус надо всегда в одну сторону - влево, чтобы закрывать его вправо, как практически всё и завинчивается (кран, крышка на бутылке, и т.д., т.к. везде преобладает правая резьба). Горелка устроена так, что положением "Закрыто" является крайнее правое или крайнее левое положение шпинделя. В среднем положении происходит чистка ниппеля. Четверть оборота до закрытия, хоть вправо, хоть влево - максимальная интенсивность горения. Т.е. принципиальной разницы, куда закрывать примус, нет. Но при несогласованности очень сложно следить за примусом, особенно, если дежурный не один, что случается практически всегда.
   7. Если надо разжечь сразу два примуса, то лучше сосредоточиться на разжигании одного - того, который лучше горит. А затем от него "прикурить" второй, что ненамного удлиняет процедуру, но делает её более лёгкой и верной. "Прикуривать" надо накачанный примус, наклонив его, и подставив под пламя только горелку. Следите, чтобы пламя не попадало на насос или предохранительный клапан, т.к. это может привести к преждевременному выходу из строя их резиновых деталей. Опыт показывает, что, если на примусе не разворачивался танк, то, как бы он не сопротивлялся, - всё равно разгорится. Ну, может только не за 2 минуты, а за 4-5.

   Вверх ↑

Регулирование. Правила работы

   1. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки (если соблюдать правило "правого борта"-резьбы).
   2. Убавлять интенсивность пламени надо поворотом ключа в направлении положения "Чистка". Это правило мало, кто соблюдает (да и знает ли). Привычка железная - куда закрывать, туда и убавлять. Везде. Но только не на примусе. При убавлении в сторону "Закрыто", велики шансы крутануть ключ как раз в это положение "Закрыто". К тому же при убавлении в этом направлении примус имеет свойство самопроизвольно затухать. Чего совсем не происходит при убавлении интенсивности пламени в сторону "Чистка", или, как часто говорят, "на иголку".
   3. Для достижения большей устойчивости ставьте кастрюлю точно по центру.
   4. Укутайте стеклотканью. Но только теперь уже не примус, а кастрюлю. Помните! Использование стеклоткани сохранит вам в среднем 30 % горючего и столько же времени. Наиболее распространённая ошибка при этом - укутывание примуса. Главное укутать кастрюлю (лучше "с головой") и верхнюю часть примуса. Иначе произойдёт быстрый перегрев примуса. А на высоте, может возникнуть и его затухание, т.к. экран не только не отпускает от кастрюли тепло, но и не пускает к ней кислород.
   5. Ключ у примуса должен быть всегда вставлен в шпиндель, а стеклоткань сходиться у ключа. Иначе, в случае возникновения нештатной ситуации, сложно будет перекрыть поступление горючего.
   6. Доведя до кипения, убавьте на самое малое - от интенсивности кипения ("бульканья") скорость приготовления не зависит. Это правило позволяет экономить до 50 % бензина.
   7. Внимательно следите за нагреванием бачка. Охлаждать примус надо, когда бачок его раскален достаточно сильно, либо начинает травить предохранительный клапан. Последнего лучше не допускать, т.к. это приводит к преждевременному износу резиновой прокладки в нём. Для этих целей под рукой всегда надо иметь снег или воду, которые подливать в подкотельник. Не стоит сильно усердствовать. Помните, что примус должен быть горячим, чтобы испарять бензин. Если же Вы охладите его до появления инея, то это приведёт к резкому снижению интенсивности горения.
   8. Если сработал предохранительный клапан (№ 3, рис. 1), не стоит ничего бояться. Это лишь показывает, что всё под контролем. Лишнее давление сбрасывается, взрыва (которого многие прямо-таки ждут, работая с примусом) не будет. Необходимо срочно принимать меры, о которых идёт речь в предыдущем пункте (№ 7). Можно приоткрыть стеклоткань. Принятые меры очень быстро возвращают давление в нужные пределы, о чём свидетельствует прекращение травления примуса. Помните, что предохранительный клапан срабатывает постепенно, а не мгновенно, т.к. давление в бачке растёт постепенно. Поэтому сам факт его срабатывания говорит лишь о безопасности Вашего примуса.
   9. Если примус объяло пламенем, значит, Вы сильно прозевали момент его перегрева. Если пламя не большое, то лучше прекратить поступление бензина поворотом шпинделя ключом в положение "Закрыто" (для этого-то и должен ключ всегда находиться в шпинделе - № 16, рис. 2). В любом случае воспламенившийся примус необходимо накрыть перевёрнутой кастрюлей/ведром, штормовкой, иной плотной одеждой, главное, чтобы прекратить к примусу доступ кислорода, что моментально остановит горение. Ни в коем случае нельзя тушить водой, хотя, если возгорание незначительно, а струя воды немаленькая, то мгновенное поступление большого количества воды на мгновение перекрывает доступ кислорода, и горение прекращается.
   10. Если возникла маленькая пауза в приготовлении пищи, убавьте примус на самое малое, но не выключайте, чтобы не разжигать его снова. Не забывайте, что убавлять надо в сторону положения "Чистка".
   11. Чем меньше остаётся топлива в бачке, тем больше его (примус) желательно накачать и меньше охлаждать. Как правило, при малом количестве топлива примус не склонен к перегреванию, а наоборот, давление в нём падает, что следует устранить дополнительной подкачкой.

   Вверх ↑

Чистка ниппеля

   Чистку ниппеля 9 (рис, 2) производите при повороте ключа управления на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями ключа по часовой и против часовой стрелки. Чистку необходимо проводить при работающем примусе, чтобы вся "грязь" выдувалась потоком паров бензина.
   Внимание! Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить

   Вверх ↑

Гашение горелки

   Гашение горелки производите поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора с небольшим нажимом. Чтобы шарик не запал, надо закрытый остывающий примус периодически на мгновение приоткрывать.
   После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 (рис. 1) и уберите примус в футляр.

   Вверх ↑

Окончание работы + некоторые общие советы по эксплуатации

   1. Заправляй примус в конце работы, когда он остынет (готовь сани летом), хотя это может привести к травлению через головку, если конус в горелке слишком "свободно" себя чувствует. Заблаговременно заправленный примус, особенно на бивуаках, значительно ускоряет и облегчает утреннее дежурство, экстренную помощь.
   2. Недопустимо оставлять примус в подкотельнике с водой, т.к. примус быстро ржавеет, а если мороз, то он ещё и примёрзнет, что несколько затруднит его разжигание. Это правило зачастую забывается на бивуаках при вечернем дежурстве. Если при этом ещё и первое не выполнено (кто бы его выполнил), то при отрицательных температурах утреннее дежурство становится экстремальным.
   3. Использовать примус в палатке можно только при условии постоянного наблюдения, при невысокой интенсивности пламени. Случалось, что мы спали всю ночь с включенным примусом. Одной заправки как раз хватает на ночь, при слабой интенсивности горения. Последнее также спасает примус и от перегрева. Однако для приготовления пищи использовать примус в палатке абсолютно нежелательно, т.к. может привести к опрокидыванию кипящей кастрюли на кого-нибудь из участников или на вещи.
   4. Если в котелок всё-таки пролился бензин, налейте туда немного воды и прокипятите её несколько минут - не панацея, но существенно улучшает положение, что немаловажно, если вы предполагаете использовать котелок в качестве посуды и впоследствии не играть в "Горыныча", изрыгая бензин.
   5. Желательно класть примус в тот рюкзак, где нет негерметично упакованных продуктов, т.к. в случае, если вы не выполнили процедуру стравливания давления, плотного закрытия и пр.(что в детских группах может быть запросто), эти продукты навечно провоняются бензином.
   6. Диаметр емкости (кастрюли) и устойчивость примуса - не совсем связанные категории. Главное поставить примус на ровном месте, а кастрюлю - по центру.
   7. Если Вы заинтересованы в длительной эксплуатации примуса, то заправляйте его лучшим топливом.
   8. Неся бензин на высоту, не наливайте его в бутылки доверху, иначе при открывании часть его выплеснется (из-за разности в давлении)
   9. Не забывайте в поход ЗиП (запчасти), иначе, может, придётся на практике использовать некоторые рекомендации раздела "Ремонт в походных условиях".
   10. Главное! Примусу необходим хозяин, иначе он очень быстро "расходует" ресурс. Правда, знавал я хозяев, у которых примус умирал ещё в середине первого похода. Однако, чем больше у примуса хозяев, тем меньше срок его службы. Поэтому в скаутинге примус может быть максимум звеновым и совсем уж никак не отрядным.

   Вверх ↑
   Будем рады, если вы пополните наши познания своими советами и опытом. Пишите на Форум, лучшие советы обязательно разместим на этих страницах с пометкой об авторстве

K оглавлению

© Скауты Кыргызстана, 2004
Кыргызстан, Бишкек,
4 м-н, 33
e-mail: scout_kg@mail.ru
Hosted by uCoz