Завершение процесса формирования киргизской народности

     Этнос - это исторически возникший вид устойчивой общности людей, представленный в своем поступательном развитии такими категориями, как род, племя, народность, нация. В киргизском языке все эти понятия имеют одно обозначение-термин "эл". Сам этноним "киргиз" обозначал, по-видимому, первоначально род, затем - племенной союз, и уже потом сложилась современная народность, оформившаяся на определенной территории, с экономической, языковой и культурной общностью. При этом киргизский этнос впитывал в себя и ассимилировал другие народы, вырабатывал свой генофонд и менталитет. Хронологически этот процесс продолжался с первого тысячелетия н.э. в условиях разных этнокультурных общностей на огромном пространстве - от Монголии до Тянь-Шаня и Памира, от Байкала и Южной Сибири до Великой Китайской стены.

     Важным этапом оформления народности стало объединение всех племен в два "крыла" - традиционное деление тюркских кочевников, начиная с гуннов. В онг канат-"правое крыло" вошли такие крупные племена, как сары-багыш, саяк, солто, кытай, кушчу, саруу, монголдор, ават, мундуз, басыз, черик. В сол канат - "левое крыло" вошли племена адыгине, кыпчак, каратегин, багыш, берю, наймам, жору, деелес. Оба объединения включали как киргизские, так и давно уже отюреченные монгольские племена на равноправной основе. Все племена, вошедшие в систему двух "крыльев", а также третье объединение ичкилики Ферганы, стали именоваться общим этнонимом "киргиз". Этот важный исторический акт произошел в конце XV - начале XVI вв. и был завершающим этапом более чем двухтысячелетнего процесса сложения киргизской народности. С этого времени мы можем говорить об образовании современной киргизской народности на Тянь-Шане как единой исторической общности, поднявшейся над родом и племенем и включающей в себя множество других, не киргизских, родоплеменных образований, как местного автохтонного происхождения, так и пришлого из Центральной Азии конгломерата племен.

     Современные данные науки о происхождении киргизской народности сводятся к следующему:
     - истоки формирования киргизского этноса и его государственности уходят своими корнями более чем в двухтысячелетнюю древность и связаны с территорией Центральной Азии III в. до н.э.;
     - в первой половине I тысячелетия н.э. на Енисее (Минусинская котловина) в результате смешения местных (динлины) и пришлых (киргизы) племен формируется новая этническая общность - енисейские киргизы;
     - в эпоху "великодержавия" (IX в.) енисейские киргизы расселялись от Монголии до Тянь-Шаня с востока на запад, от Байкала до Китая с севера на юг. В результате смешения местного и пришлого населения образовался ряд новых субэтносов. Значение термина "киргиз" изменилось: он становится не только этнонимом, но и этнополитонимом, то есть киргизами стали называть себя и не киргизские по происхождению племена, находившиеся в политической зависимости от киргизов;
     - один из таких киргизских субэтносов в IX-X вв. образовался на Алтае и в Джунгарии. Здесь енисейские киргизы в результате длительных взаимосвязей с численно преобладающими местными народами, входившими в кимако-кипчакское объединение, приобрели новое этническое лицо (включая язык), но сохранили этноним "каргыз";
     - в XV в. алтайские киргизы, входившие в государство Моголистан, после походов Тимура, которые были чрезвычайно разорительными, заняли земли Тянь-Шаня и Притяньшанья. Они ассимилировали местные тюркомонгольские племена и стали основным ядром нового этнического образования - киргизской народности современного облика.

     Главным условием формирования киргизской народности на завершающем (тянь-шаньском) этапе в конце XV - начале XVI вв. оказалось как саморазвитие древнекиргизских этнических компонентов, так и ассимиляционные взаимодействия и контакты с новой этнической средой (древне-тюркской, монгольской, исламизированной восточноиранской). Хронологически одновременно с киргизской образовались казахская, узбекская и каракалпакская народности.

     С формированием киргизской народности современного облика общественно-политический строй на Тянь-Шане не изменился, политическая обстановка менялась: на севере укреплялось Казахское ханство, на северо-востоке набирало силу объединение ойратов, в Восточном Туркестане возродился Моголистан. Взаимоотношение этих новых объединений и определило развитие киргизского народа с XVI до середины XVIII вв. В начале XVI в. во главе киргизских родо-племенных объединений Тянь-Шаня стал Мухаммед-киргиз, один из родоначальников, ставка которого была на Иссык-Куле, в местности Борскон. Вся жизнь этого человека - борьба за независимость киргизов. В ней он ориентировался на союз с окрепшим Казахским ханством. При Мухаммед-киргизе киргизские племена стали выступать почти как самостоятельное государственное объединение. В конце XVI - начале XVII вв. значительно возросло могущество военно-политического союза киргизских и казахских племен, игравших все более важную роль в политической жизни Средней Азии и Восточного Туркестана.

     Возникшее в XVII в. на территории Западной Монголии Джунгарское ханство в начале XVIII в. завоевало Восточный Туркестан, разгромив последних могольских правителей и оттеснив киргизов и казахов с их исконных земель. Однако, как свидетельствует посол Петра I к калмакам капитан И. Унковский (1722-1724 гг.), много киргизов осталось на своих землях. Киргизы называли жителей Джунгарии калмаками, хотя их самоназвание было ойрат. Ойраты называли киргизов бурутами, но их этническое самоназвание было киргиз. Борьба с джунгарской агрессией перемежалась с распрями теократических наследников кашгарских правителей, разделившихся на белогорскую и черногорскую партии. Обе партии пытались привлечь на свою сторону киргизских биев, которые охотно откликались на предложения, приносившие военную добычу и дополнительные прибыли. Особенно отличился в этом предводитель тянь-шанских киргизов, глава племени кушчи Кубат-бий, который пытался, но безуспешно, сплотить киргизские племена, феодалы которых не желали расставаться со своими вольностями. Этим воспользовался возвысившийся правитель Коканда Ирдана, начав наступление на киргизскую территорию.

     К этому времени под ударами цинских войск в 1757-1759 гг. пало Джунгарское ханство. Оттесненные калмаками в Фергану киргизские племена стали возвращаться на Тянь-Шань, занимая свои прежние кочевья. Попытки маньчжуроцинских наместников Синьцзяна, впервые столкнувшихся на Тянь-Шане с киргизскими отрядами, подчинить киргизов успеха не принесли. Китайцы ограничились тем, что договорились с киргизскими биями о ненападении и соблюдении границ.

     Существенно ослабевшие южные киргизы тут же стали объектом завоевания кокандских правителей. С них Ирдана и начал свои завоевательные походы. В 1762 г. он напал на Узген. Когда местные ополченцы под руководством Хаджи-бия отступили, кокандцы захватили г. Ош, а сам киргизский правитель Хаджи-бий вскоре был пленен.

     Нарбута-бий (1770-1800 гг.) - преемник Ирданы на кокандском престоле - продолжил его завоевательную политику, подчинив к 80-м годам XVIII в. всю предгорную южноферганскую территорию, занятую киргизами, а также Алай. Здесь были возведены кокандские крепости, которые служили местом дислокации для кокандских гарнизонов и сборщиков налогов, а также пограничными форпостами с соседним Синьцзяном. После этого кокандские агрессивные устремления были направлены на северные районы Киргизстана.

     Чтобы избежать угрозы порабощения от сильных соседей, вождь племени сарыбагыш Атаке-бий в 1785 г. направил в Санкт-Петербург свое посольство, которое возглавил купец Абдурахман Кучаков. Атаке просил могущественную российскую императрицу Екатерину II о покровительстве и направил ей в подарок три барсовые и две рысьи шкуры. Презент императрица приняла, обещала покровительство (что оказалось лишь вежливым дипломатическим жестом) и одарила Атаке 800 рублями серебром.

     А кокандские правители в это время расширили свои завоевания. В 1809 г. войска Алим-хана взяли Ташкент и подступили к территории Северной Киргизии. Омар-хан неожиданным ударом завоевал в 1821 г. Кетмень-тюбе, его наследник Мадали-хан присоединил Чуйскую долину, где на месте старой киргизской крепости построил в 1825 г. крепость Пишпек (ныне Бишкек). В 1831 г. Мадали начал завоевание Иссык-Куля и возведение здесь линии укреплений. Разобщенные киргизские племена отчаянно сопротивлялись, но не могли серьезно противостоять вооруженному напору ханства. В результате весь Киргизстан попадает в колониальную зависимость от Коканда.

     Завоевание Киргизстана кокандскими ханами заметно изменило обстановку в Средней Азии и положение киргизского народа. Если родоплеменная верхушка в лице биев, которые исполняли и судебные функции, склонилась к сотрудничеству с завоевателями, то положение обездоленного народа - букары, оказавшейся под бременем жестокого гнета, ухудшилось. Киргизы продолжали заниматься преимущественно скотоводством, но появилось хлебопашество, с началом кокандской колонизации, в 1762 г., стали разводить даже рис. Но товарно-денежные отношения не были развиты, киргизы не имели даже собственной денежной единицы, пользовались кокандскимии китайскими деньгами. Они, как и прежде, жили по законам патриархально-традиционных общественных отношений, патриархальный быт сопровождался усилившимся налоговым гнетом. Кокандский административный аппарат достиг виртуозного совершенства в выкачивании налогов. Основным налогом со скота кочевников был зякет, но брали и за землю, за воду, за торговлю на базаре, за сбор колючки, за топливо, за свадьбу, за развод, за наследство и т.д. Взимали подати и собственные феодалы. Многие из них верно служили хану, некоторые даже выбились в важные придворные чиновники. Так, алайский родоправитель Алымбек много лет был хакимом Андижанского вилайета, а в 1858 г. стал даже первым визирем ханства.

     В 1860-1862 гг. Алымбек попытался было объединить киргизов в самостоятельное государство, но в ходе придворных интриг в Коканде был убит.

     Ему наследовала мудрая и дальновидная супруга Курманджан, сумевшая сохранить власть на Алае и получившая подтверждение своих прав - титул датки от эмира Бухары и хана Коканда. Курманджан-датка вошла в историю как уникальная женщина Востока, видный политический деятель, поэтесса. Она жила интересами своего народа, отстаивая свободу и независимость.

     Кокандский деспотизм, налоговый гнет возмущали свободолюбивых кочевников. Восстания следовали одно за другим. Уже в 1842 г. восставшие иссык-кульские киргизы изгнали ханские гарнизоны и разрушили их крепости. В 1845 г. восстали ошские киргизы, но были жестоко подавлены. Восстание тянь-шаньских киргизов против кокандских завоевателей возглавил народный герой Тайлак-батыр. Вождь казахских повстанцев против российской колонизации последний казахский хан Кенесары Касымов в 1847 г. потерпел поражение от киргизских манапов в окрестностях Пишпека и Токмака и погиб. Сарыбагышский манап Ормон предпринял было попытку объединить киргизов под своей властью и был даже провозглашен ханом, но не получил признания других киргизских родоправителей и не избавился от кокандского ига.

     Не желая терпеть ханский произвол, иссык-кульские киргизы, еще в 1813г. отправившие послов в Россию, в январе 1855 г. принимают в Омске присягу на подданство России. Инициатор этой важнейшей политической акции манап племени бугу Боромбай получает звание полковника и титул верховного манапа, а непосредственный исполнитель - посол Качибек Шералин - чин капитана.

     В 1862 г. манап Байтик возглавил мощное восстание в Чуйской долине. Он сумел выманить коменданта крепости Пишпек Рахматуллу-датку в свои кочевья и расправился с ним и его джигитами. Восставшие обратились за помощью к русским. Подошедший с войсками полковник Колпаковский при помощи киргизского ополчения взял Пишпек и до основания разрушил его стены. Чуйские киргизы, а затем в 1863-1867 гг. и киргизы Центрального Тянь-Шаня приняли российское подданство.

     Таким образом, Северный Киргизстан добровольно, по инициативе собственных предводителей вошел в состав России. И главная причина этого заключалась в нежелании дальше терпеть кокандское иго, в боязни перед порабощением соседями.

     Некоторые манапы, однако, продолжали придерживаться прококандской ориентации. Так, несмотря на то, что племя черик приняло присягу на подданство России еще в 1863 г., один из его манапов - Осмон - сын знаменитого Тайлака со своими джигитами напал на небольшой отряд майора Загряжского, прибывшего на Тянь-Шань с военной рекогносцировкой. На помощь русским пришел другой, сарыбагышский манап Шабдан Джантаев. Совместно они разбили Осмона, который вынужден был искать спасения в Синьцзяне, но в 1867 г. вернулся на родину и принял российское подданство.

     Южные киргизы все это время находились в составе территориально урезанного Кокандского ханства (в 1865 г. русские под руководством генерала Черняева взяли и Ташкент), потерявшего внешнеполитический суверенитет и попавшего в 1868 г. в вассальную зависимость от России. Худояр-хан, не желая расставаться с прежними прибылями, усилил налоговый пресс, что вызвало новые восстания киргизов. В 1873-1876 гг. восстание, превратившееся в настоящую антикокандскую войну, охватило все ханство. Появились свои народные предводители.

     Повстанцы выбрали своего хана. Им стал киргиз мулла Исхак Хасан уулу (1844-1876 гг.), принявший имя Пулат-хана (внука Алим-хана, отказавшегося возглавить повстанцев). Энергичный, умный и склонный к авантюрным приключениям Исхак в сопровождении 200 киргизов-повстанцев появился на Чаткале и возглавил выступление кочевников. Народный вожак антикокандского восстания познал взлеты и падения. Но ни месячное заключение в тюрьму-зиндан, ни угроза физической расправы не смогли заставить его отказаться от избранного пути. В киргизском фольклоре Исхак изображается как бесстрашный и решительный народный герой.

     На помощь кокандскому хану Худояру выступили русские войска во главе с полковником Скобелевым. После ряда сражений повстанцы были разбиты. Вся долинная часть Ферганы оказалась во власти царских войск. Раненый Исхак с остатками разбитых отрядов бежал в горы, но был коварно схвачен своими сподвижниками и выдан М.Д. Скобелеву. В марте 1876 г. Исхак Хасан уулу - Пулат-хан был публично повешен в г. Маргелане.

     Вся территория Кокандского ханства указом императора Александра II от 19 февраля 1876 г. была присоединена к России как Ферганская область в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Ее первым военным губернатором стал теперь уже генерал М.Д. Скобелев. Однако горные районы Южной Киргизии, в частности Памиро-Алай, еще оставались непокоренными. Сыновья Курманджан-датки, верные сподвижники Пулат-хана, создав отряды из киргизов-ополченцев, пытались остановить карателей. Но силы оказались слишком неравными. Русские войска под водительством Скобелева захватывали одну позицию за другой. К тому же в покорении Алая в 1876 г. Скобелеву активно содействовал сарыбагышский манап Шабдан со своими джигитами.

     После ряда поражений Абдулла-бек, старший сын Курманджан, бежал в Афганистан, где вскоре умер. Сама Курманджан-датка была задержана на границе и с почетом доставлена в г. Маргелан. М.Д. Скобелев устроил ей теплый прием, назвал "алайской царицей" и отпустил с миром. Курманджан заключила со Скобелевым договор, по которому признала присоединение к России. Возвратились другие сыновья Курманджан-датки, которые все были определены волостными управителями в Ошском уезде - в новой территориальной администрации царизма в завоеванном крае. Таким образом, Южный Киргизстан был завоеван русскими силой оружия.

     "Оценивая последствия присоединения Киргизстана к России, можно сказать, что они была неоднозначны. С одной стороны, киргизы были освобождены от жестокого ханского ига, была снята угроза порабощения их соседями. С другой стороны, киргизы попадали в колониальную зависимость от царизма, вступили в новые общественные отношения и вскоре почувствовали пресс капиталистических отношений. Киргизстан превращается в колонию России.

<<< 1 2 3  4  5 6 7 >>>

© Скауты Кыргызстана, 2004
Кыргызстан, Бишкек,
4 м-н, 33
e-mail: scout_kg@mail.ru
Hosted by uCoz