Российская колония

     После присоединения к России Киргизстан входил сначала в состав Туркестанской области, затем Туркестанского генерал-губернаторства. Территория, населенная киргизами, делилась между четырьмя областями: Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской. Устанавливается военно-колониальная система управления.

     Во главе областей и уездов стояли царские офицеры и участковые приставы, местными волостными управителями стали родо-племенные феодалы - манапы, баи, бии. Рядовые труженники - букара, как и прежде, были полностью бесправны. Правда, положение трудящихся масс несколько улучшилось. Новая власть строго наказывала за попытки разжечь межплеменные и родовые раздоры. Полностью было ликвидировано рабство, упорядочена налоговая система. Основным видом налогооблажения кочевых киргизов стала твердо регламентированная кибиточная подать.

     Появившиеся русско-украинские переселенцы организовывали земледельческие хозяйства, занимались пчеловодством и садоводством, стали возникать переселенческие и оседлые поселения и города, в которых селились и киргизы (в 1864 г. основывается Токмак, в 1878 г. Пишпек, ныне Бишкек, получает статус города), где развивались ремесленное производство и торговля.

     Ведущей отраслью хозяйства коренного населения продолжало оставаться кочевое скотоводство: киргизы разводили овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот, а также верблюдов и яков. Однако под влиянием русских переселенцев все активнее переходили к земледелию и киргизы. Налог с поливных земель устанавливается сравнительно небольшой - 10% с урожая. В Киргизстане начинают развиваться капиталистические отношения.

     Киргизстан становится многонациональным. Наряду с русско-украинскими переселенцами на его территории увеличилось также узбекское, уйгурское и татарское население. В 1877-1878 и 1881 гг., после подавления антицинского восстания в Китае, в Киргизстан бежали дунгане. Нарастание переселенческого движения сопровождается неразумной политикой царизма в распределении земель между новыми жителями и коренным населением: у киргизов изымают лучшие земли, пригодные для пахоты. И это делается, невзирая на пагубность таких мер и ущерб, наносимый киргизским хозяйствам.

     С течением времени усиливается налоговый гнет, экономика приобретает однобокий характер. Киргизстан становится сырьевым придатком метрополии. Киргизская родо-племенная знать постепенно утрачивает свою былую роль в общественной жизни.

     Налоговый гнет, социальная несправедливость усугублялись национальным неравенством, что особенно болезненно воспринималось коренным населением. Поэтому в 1898 г. ферганские узбеки и киргизы в окрестностях Андижана и Оша подняли восстание против царизма. Под влиянием возглавившего повстанцев духовенства оно приняло антирусскую направленность под лозунгом "газавата" ("война против неверных"). Возглавивший восстание ишан Дукча, проявив полную безответственность, повел безоружных дехкан против регулярных отрядов в Андижане. В результате кровавой бойни повстанцы потерпели поражение и разбежались. Тем не менее это послужило поводом для расправы над недовольными не только со стороны царских карательных отрядов, но и со стороны собственной феодальной знати, решившей обуздать букару. Так, расправились с талантливым певцом-импровизатором, народным акыном киргизов Токтогулом Сатылгановым, который по наветам кетмень-тюбинского манапа Рыскулбека был осужден на каторгу и сослан в Сибирь. 106 человек было осуждено в Оше на смертную казнь, правда, позже замененную каторгой.

     После присоединения Киргизстана к России заметное развитие получила культура. Киргизский народ - прямой наследник древней и средневековой культуры тюркских народов. Самобытность его стала проявляться после формирования народности в XVI в. Монументальный героический эпос "Манас", энциклопедия киргизской жизни в миллион стихотворных строф, имеет тысячелетнюю историю.

     Впервые эпос упоминается в персоязычном письменном источнике XVI в. - рукописи "Маджму ат-таварих". Некоторые отрывки передаваемого из уст в уста из поколения в поколение "Манаса" впервые были записаны после присоединения к России российским ученым и путешественником Чоканом Валихановым.

     Особую роль в культурной и общественной жизни киргизов играли акыны. Знаменитый акын Калыгул (1785-1855 гг.) стал основоположником заманизма в киргизской поэзии - философского течения, получившего известность и в казахской поэзии, и в поэзии других соседних народов. Его талантливый последователь Арстанбек (1824-1878 гг.) был не только акыном-импровизатором, но и акыном-письменником, одним из основоположников киргизской письменной литературы. Его произведение "Зар-заман" ("Тар-заман") является как бы гимном ушедшим в прошлое "золотым" временам. Противоречивы и неоднозначны оценки творчества заманистов, представителем которого был также и Молдо Кылыч (1866-1917 гг.).

     Появились у киргизов и свои историки. "Санаты" (поучительные четверостишия) Молдо Нияза (1820-1890 гг.) имели не только нравоучительную и лирическую направленность, но и несли историческое содержание. В 1913 и 1914 гг. в Уфе и Казани вышли две книги первого киргизского историка Осмоналы Сыдыкова (1877-1940 гг.) - "Тарых-и киргиз Шадма-ния" ("история киргизского раздолья") и "Мухтаср тарых-и кыргыз-ийа" ("Краткая история киргизов"), основанные на генеалогических преданиях - санжыре. В эти же годы расцвело творчество первых киргизских акынов-гуманистов - Токтогула Сатылганова (1864-1933 гг.), бежавшего из сибирской ссылки и вернувшегося на родину в Кетмень-Тюбе, и его современника Тоголока Молдо (1860-1942 гг.). Тоголок владел письмом и наряду с импровизированными устными стихами оставил стихи в собственной записи. Оба акына обличали социальную несправедливость и баев-мироедов.

     В целом же киргизский народ до революции на 98% оставался безграмотным, и даже те немногие произведения, которые писались или были опубликованы, оставались недоступными для народных масс. После присоединения к России возникают русско-туземные школы, в 1888 г. открывается в Караколе первая сельскохозяйственная школа, в которую было принято 11 киргизских детей. В 1890 г. такая же школа появилась в Пишпеке. Позже в Пишпеке стали функционировать мужская гимназия, а в Пржевальске и Пишпеке - женские прогимназии. Через овладение грамотой, в том числе русской, киргизский народ получил реальную возможность приобщиться как к передовой русской, так и к мировой культуре. И в этом одно из главных влияний и прогрессивных последствий присоединения Киргизстана к России.

     Начало просвещения, появление литературы и газет, ссылка в Семиречье русских революционеров ведут к возникновению и в этой отдаленной окраине Российской империи общественного движения. Агитаторы донесли до жителей Киргизстана труды и идеи Маркса, Энгельса, Ленина, здесь появляются подпольные кружки (в Пишпеке в 1905 г.) и революционные издания и листовки. Активным распространителем литературы в Пишпеке и Пржевальске был Виктор Лойцнер, арестованный и осужденный в 1904 г. в Олонецкую ссылку. Появились профессиональные революционеры из числа коренного населения: первым из них был большевик-подпольщик, участник революции 1905-1907 гг. Табалды Жукеев (псевдоним - А.А. Пудовкин).

     Кровавые события 9 января 1905 г. всколыхнули и Киргизстан. Летом 1905 г. против гнета промышленников выступили горняки Кызыл-Кия. Осенью, в ноябре почтово-телеграфные работники примкнули к общетуркестанской стачке связистов. Начались выступления переселенцев-крестьян. Трудовые слои киргизского дехканства в период первой российской революции выступили против колониальной администрации и одновременно против собственных баев и манапов. Это вызвало ответную реакцию киргизской феодальной знати: она состыковывалась с колониальной администрацией и полностью поддержала политику царского правительства.

     Начавшаяся первая мировая война усугубила тяжелое положение трудящихся в Киргизстане. В августе 1914г. забастовали шахтеры каменноугольных копей Сулюкты - наиболее активный отряд трудящихся Киргизстана. В мае 1915 г. в Пишпекском уезде начали забастовку рабочие буровых и изыскательных партий. Упорный характер носила забастовка на сулюктинских копях осенью 1916 г. Забастовкой руководили опытные рабочие во главе с шахтером-большевиком Д.Т. Декановым. Против войны выступали солдаты запаса Пишпека и Пржевальска, поддержанные крестьянами ближайших волостей.

     В 1916 г. вспыхнуло крупное национально-освободительное восстание, охватившее почти всю Среднюю Азию, Казахстан и некоторые другие колониальные окраины. Его причину обусловили колониальный и феодально-байский гнет, резко усилившийся в период войны, а поводом послужил царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации мужского коренного населения на тыловые работы.

     Начало восстанию, охватившему весь Киргизстан, положило выступление жителей Ходжента 4 июля 1916г. Повстанцы нападали на волостных управителей и аильных старшин, составлявших списки привлекаемых к тыловым работам. Повстанческие отряды вооружались и нападали на города и села, где сосредоточивалась колониальная администрация, что приводило к вооруженному столкновению с русским населением. Лозунги "газавата" со стороны духовенства и жестокость царских карательных отрядов привели к большим жертвам как со стороны киргизского повстанческого населения, так и со стороны переселенцев.

     Организованные отряды семиреченского казачества и регулярной армии жестоко подавили восстание. Тысячи киргизов насильственно были вывезены на тыловые работы в Центральную Россию и прифронтовую зону. Тысячи непокорившихся повстанцев были убиты или казнены, десятки тысяч киргизов, боясь расправы, бежали через заснеженные горы в Китай, устилая замерзшими трупами путь на чужбину, где попадали в еще большую кабалу. Почти наполовину опустели волости Северного Киргизстана.

     Весть о февральской революции 1917г. уже в марте достигла Киргизстана. Успешно стали создаваться общественно-политические организации. В марте образовался Совет рабочих депутатов Сулюктинского рудника, председателем которого был избран большевик Д.Т. Деканов. 6-7 марта в Пишпеке организуется Совет солдатских депутатов, вскоре объединившийся с Советом депутатов рабочих и ремесленников, который возглавили большевик А.И. Иваницын, рабочий И.С. Меркун, военнослужащий СИ. Швец-Базарный. Несколько позже возникли Советы в Нарыне и Пржевальске. Появляются национальные революционно-демократические организации - в мае союз "Букара", затем союзы трудящихся мусульман. Союз "Букара" возглавил киргизский студент, учившийся в Киевском и Казанском университетах, к этому времени возвратившийся в Пишпек - К. Сарыкулаков.

     Продолжавшаяся первая мировая война, которую поддерживало Временное правительство, отрицательно сказывалась как в целом на экономике Киргизстана, так и особенно на экономическом положении трудящихся. Это привело к росту революционных выступлений, утрате доверия местным представителям - комиссарам Временного правительства, усилению влияния эсеров и большевиков на трудящиеся массы.

<<< 1 2 3 4  5  6 7 >>>

© Скауты Кыргызстана, 2004
Кыргызстан, Бишкек,
4 м-н, 33
e-mail: scout_kg@mail.ru
Hosted by uCoz